Войти
Гуру КЕН

Итоги 2014 года в российском шоу-бизнесе

Смена поколений и слабоумие
Гуру КЕН 30 декабря 2014 года.
4.79 -
+

1. Деньги — деньги — деньги Ситуация с деньгами стала определяющей для многих трендов года.

Надежды на получение доходов от iTunes и других цифровых платформ, заменяющих ушедшие в небытие продажи CD, не оправдались. Сам iTunes не раскрывает суммы выплаченных им гонораров и запрещает делать это получателям, но опрос известных российских музыкантов показал, что ни один из них не получил от цифровых продаж суммы, хотя бы сопоставимой с затратами на запись выложенного в iTunes релиза. Концерты остаются главным источником дохода для жизни и творчества, но к нему неожиданно прибавились доходы от краудфандинга — сбор средств у поклонников оказался вполне реалистичным источником финансирования записи проекта. В частности, Би-2, «Пикник», Инна Желанная, «Адаптация», Catharsis, Lumen, «Король и Шут», «Эпидемия», «Торба-на-Круче», Louna, Animal Jazz и другие успешно собрали нужные суммы, а некоторые вдвое-втрое больше необходимого. Да, это сугубо рок-группы, но в отличие от поп-музыкантов они не имеют дохода от корпоративов. В конце года рухнул и корпоративный рынок, из-за ограничений для госкомпаний и кратного роста курса валют. Большинству музыкантов пришлось зафиксировать курс на уровне 40-50 за доллар, но и это не помогло. Конец 2014 года войдет в историю как самый провальный корпоративный сезон за последние 20 лет. 2. Политика — политика — политика В постсоветские годы политика не вмешивалась, как правило, в события на музыкальном рынке.

2014 год стал переломным: возродилось «телефонное право», целый ряд топовых украинских артистов стали де-факто запрещенными в России, а из-за необъявленной войны России и Украины схлопнулся и украинский рынок для российских музыкантов. К тому же уже в России против целого ряда российских топ-музыкантов ввели санкции, активизировался махровый псевдо-православный радикализм. В сочетании с войной и падением курсов валют мы получили обрушение концертного рынка и гастрольной деятельности. И оправляться от этого двойного удара будем очень долго. 3. Смена поколений все-таки произошла! То, о чем долго язвительно писали журналисты и над чем грубовато шутили в соцсетях, свершилось. Не все еще это осознают, но смена поколений в шоу-бизнесе получилась именно в кризисном 2014 году.

Повлиял целый ряд факторов. Важнейшим катализатором стало телешоу «Голос» на Первом канале, вытащившее на многомиллионную аудиторию лучших клубных вокалистов Москвы. Они скверно поют по-русски, у них нет достойных песен, — но из-за многолетнего голода на новые имена публика все равно носит их на руках.

Интернет наконец-то показал свою силу — некоторые имена появились буквально из соцсети «В контакте». Наконец, продюсерские центры стали запускать в радиоротации своих новых артистов, работающих для аудитории 14-25. Стоит отметить конструктивную роль "Русского Радио", активно запускавшего новые проекты в эфир.

Так сложилась целая плеяда новых артистов, успешно зарабатывающая на концертах и заметная (чего не было ранее!) в телерадиоэфирах: Гела Гуралиа, Iowa, Наргиз Закирова, Севара, Марсель, Jukebox, Пицца, Ян Марти, Therr Maitz, Иван Дорн, Василий Уриевский, Александр Коган, Emin, M-Band, Маяковский, Artik&Asti;, Шарип Умханов (Шариф), Мали, Даша Суворова и т. д. Список далеко не полон! Кто-то из них уже немолод, но перезапущен как массовый проект. Кто-то вырос на родительских деньгах, но выдает качественный продукт. А большинство — выросли сами, и запущены через открывшиеся шлюзы на ТВ, радио и в интернете. Среднее поколение потеснилось, и оттого необычайно разбухло. В эту генерацию рабочих лошадок шоу-бизнеса вошли Дима Билан, Сергей Лазарев, Елка — но там же Филипп Киркоров и Лолита, например. Диапазон широчайший, особенно если прибавить сюда же мастодонтов русского рока, от Макаревича до Би-2 и Земфиры, от «Зверей» до «Сплина». Все эти люди делают сегодняшний шоу-бизнес на больших оборотах. А вот старшее поколение принялось активно редеть. Первым звонком был уход со сцены Аллы Пугачевой. А в 2014 году мы почти потеряли из виду Софию Ротару, Валерия Леонтьева и других грандов. Произошли тектонические изменения в поколениях. А кроме того, на подходе к большому шоу-бизу появилось немало интересных прозападных проектов, работающих в инди-нишах — Гуша Катушкин, Яна Блиндер, Окуджав и др. Стоит им написать большой хит, — как они присоединятся к новому поколению шоу-биза. 4. Разочарования года Их было много, и почти все — фундаментальные, системные.

Полностью выдохлось и показало свою никчемность поколение хипстеров (надгробную эпитафию ему уже написали «Би-2» и Уриевский). Окончательно завершил свое существование как цельное высказывание формат альбома (лучшего альбома в этом году просто нет). Ушли на отдых мощно заявившие о себе в прошлом году Стас Михайлов и Елена Ваенга. Русский рок и русский рэп превратились в ретро-жанры с избитыми шаблонами, вроде блюза, и с тонущего корабля стали прыгать и разбегаться в разные стороны оставшиеся живые. Абсолютный кризис случился в этно-музыке, еще недавно фонтанировавшей интересными проектами. Русский джаз не воспользовался шансом вырваться из трущоб, предоставленным ему телешоу «Большой джаз», и из-за болезненных комплексов снова погрузился в андеграунд. Продолжилось разрушение музыкальной прессы, из-за полного непонимания со стороны музыкантов эффективности комплексной культурной среды и переоценки фан-групп в соцсетях. 5. Успехи года Главный успех года — появление в эфирах и на больших концертных площадках множества новых имен. Но были и локальные радости.

Отменные альбомы выпустили Лолита и Ева Польна (жаль, что их поклонники совсем не слышат музыку, и певицы вынуждены ориентироваться на этот факт). Творческие удачи блеснули у БГ, «Сплина» и Дельфина. Топовые поп-артисты окончательно перешли на живой звук, и отныне работа под «фанеру» — удел только сбитых летчиков. Чем меньше шансов у артистов собрать большой зал, тем более важны большие фестивали с масштабной аудиторией, а фестивалей не стало меньше. ***** Подводя итоги года, стоит резюмировать: российский шоу-бизнес сегментировался вслед за мировым. Эпоха больших артистов, собирающих огромные турне по стадионам, завершена. Новые артисты работают точечно, на узкий сегмент. Одни — на любителей красивых голосов, другие на вырождающуюся от алкоголизма и наркотиков провинциальную молодежь (и сами выглядят и поют соответственно слабоумно), третьи копируют топовую западную музыку для «модников». Объединить все эти разношерстные аудитории ни один артист пока не в состоянии, своих Бейонсе и Сэма Смита у нас не появилось. Но это не значит, что не появится. Всему свое время.

Источник: http://newsmuz.com/news/2014/itogi-2014-goda-v-rossiyskom-shou-biznese-smena-pokoleniy-i-slaboumie-33165

Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Аналитические статьи
Музыкальный менеджер

Специальное обращение от музыкальных продюсеров лейбла RAIDA
4.73
Музыкальный менеджер

Зачем артистам нужны уроки вокала
4.84
Музыкальный менеджер

Продвижение музыки требует затрат, умственных усилий и партнеров
5.05
Частное мнение
Diamond Ace

Мужской стиль в одежде начинается с исподнего белья, трусов, маек и носков.
4.35
Ценитель музыки

Классический балет это гордость и заслуга нашей страны
5.00
Martini Ice

Доски объявлений есть в каждом районе, но кто их читает?
4.70
Освещение мероприятий
Анонсы, видео и фотоотчеты, реклама
© 2005 — 2015 «InDaRnB»
InDaRnB — портал об RnB, хип-хоп культуре и стиле жизни.
rap, hip-hop, rnb, nightlife.

О проекте
Контактная информация
Реклама на портале
Вакансии
Музыкальный лейбл