|
Последнее слово о русском рэпе
они продались, ненависть к поп-музыке и отношение к музыкантам типа ДЕЦЛА или ТИМАТИ как к прокаженным, которых ни в коем случае нельзя допускать до своих ушей…"
|
В нелепом помещении подвального вида околачивается толпа людей, один из которых зачем-то нацепил поясную сумку на шею, а другой оказался БАРАБАНЩИКОМ группы АМАТОРИ. В центре круга стоят два соперника – качок в маске и лысый хлыщ, улыбающийся бессмысленной улыбкой. Под аккомпанемент тишины лысый хлыщ изрекает несколько робких шуток в худших традициях КВН (юмор уровня хохотача про пузожителей и смекалочку), но потом расходится, постепенно обретая уверенность в себе, начинает корчить рожи в худших традициях КВН и лосниться самодовольством. Смотреть на это просто ФИЗИЧЕСКИ неприятно, но публика в восторге. Наконец-то перед ней что-то, напоминающее любимые сериалы по ТНТ. Качок в маске до такого уровня оскотинивания не опускается, за что и объявляется проигравшим. Лысый хлыщ празднует победу, корча самовлюблённые бессмысленные рожи, напоминающая персонажей с картин Босха. Такова была первая серия «Вёрсус Баттла». Выступление хлыща оказалось знаковым – на последующих БАТТЛАХ люди стали подражать ему в своих повадках. Так, спустя 8 лет после того, как я сознательно перестал смотреть телевизор, у меня появилась возможность наблюдать шоу аналогичного качества в интернете – как самое топовое и элитарное среди всего русского рэпа. Именно этой возможностью я и не воспользовался, наконец-то вычеркнув русский рэп из списка своих интересов. Конечно, отдельная информация о нём до меня всё-таки доносилась – в основном касательно того же «Вёрсус Баттла». Сначала в нём проиграли два артиста, являющихся полноценными творческими единицами, в отличие от ВСЕХ остальных представленных на баттле людей (естественно, я говорю про Сашу Скула и Пашу Техника). Потом были какие-то гадкие драки, паскудные слухи и низотные интриги – в лучших традициях желтой прессы. Так прошел примерно год, и вот, я достаточно остыл и абстрагировался от русского рэпа, чтобы написать о нём своё ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО. Конечно, разгромной критики рассматриваемого явления хватало и раньше, но она разбивалась на два течения, каждое из которых имело свои минусы. Первое вбирало в себя все замечания типа телеги ПАУКА про РЭП ЭТО КАЛ, которые хоть и верны, но почти не аргументированы, к тому же, исходят настолько извне, что едва ли помогут слушателям рэпа уяснить, в чём же заключается эта каловость. Второе же предлагало в разы более убедительную, мощную, аргументированную и едкую критику, которая даже шла ИЗНУТРИ жанра, но цели не достигала по одной простой причине – эти критики не планировали прекращать слушать русский рэп! На логичный вопрос ЕСЛИ ЭТО ТАКОЕ ГОВНО, КАК ВЫ ГОВОРИТЕ, ТО ПОЧЕМУ ВЫ ГОВОРИТЕ О НЁМ ГОДАМИ!? ответа не находилось. Таким образом, этому течению не хватало последовательности, критика шла СЛИШКОМ изнутри. Какова же моя ситуация? Я слушал русский рэп примерно с 7-го класса школы, и, хотя мой интерес постепенно угасал, я всё ещё пытался рисовать себе какие-то оптимистичные картины жанра в целом. Например, что русский рэп был хорош до какого-то времени, но потом всё пошло наперекосяк, что топовые артисты скатились в кал, однако ряд интересных людей в жанре остался, и что именно благодаря им можно не просто продолжать интересоваться русским рэпом, но и надеяться на его подъём. Если мне кто-то говорил, что ничего стоящего в жанре нет, я отвечал ДА КАК ЖЕ ТАК и приводил в качестве контраргумента список артистов (см., например, культовую статью про важные рэп-альбомы от группы «Ленина Пакет» в АФИШЕ). И только теперь я стал достаточно честен перед собой, чтобы сформулировать следующую мысль: если я хочу двигаться вперёд в своём культурном развитии, то просто обязан признать – весь жанр русского рэпа, если рассматривать его как нечто МОНОЛИТНОЕ, является калом от одного конца до другого, сверху и донизу. Хорошим он не был никогда, потому что гнильца была заложена в нём изначально, и вопрос, когда же всё сгниёт напропалую, являлся лишь вопросом времени. Любые интересные вещи в русском рэпе не являются сколько-нибудь показательными, и возникали не благодаря влиянию русского рэпа/принадлежности к нему, а ВОПРЕКИ. И единственный способ соблюдать ИНФОРМАЦИОННУЮ ГИГИЕНУ сейчас (я надеюсь, что такое понятие для вас существует, потому что в XXI веке оно просто необходимо) – это последовать моему примеру – перестать хоть сколько-нибудь систематически интересоваться русским рэпом. Неужели всё действительно так плохо? Давайте попробуем посмотреть на русский рэп ещё раз и подумать, что полезного он может дать своим слушателям в культурном плане. В качестве конкретного примера я предлагаю взять прославленные ЗАПИСКИ ШИЗОКРЫЛА рэпера Птахи. Вот кусочек из них (орфография и пунктуация автора сохранены, и именно на них я и предлагаю обратить внимание): «ну вот вроде все.. вчера напились все кроме меня.я когда доехал домой поругался с Машкой это моя девушка.. сам виноват.что то прогнал и обиделся на нее еще.. дурик.. сегодня просил прощение,она мне очень помогла, вытащила меня из депресса, и я очень ее ценю зато что больше ту не люблю. она вообще очень добрая и вечно терпит мои выходки …птаха дурак творит глупости.у меня бывает. полтос днюху хоть отметил нормально». Что мы видим? Человек, работающий в сфере КУЛЬТУРЫ, имеющий тысячи слушателей, даже не мог предположить, что на нём лежит хоть какая-то ответственность перед этой самой культурой и слушателями, что ему следует быть хоть сколько-то требовательным к себе, освоить базовые знания из школьной программы. Вторым примером будет НОЙЗ МС – одной из последних мне попалась видеозапись с вёрсуса, где он бьёт человека в лицо и воровато убегает, отстаивая собственный жизненный принцип СКУДОУМИЕ И БЕССТЫДСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ С КУЛАКАМИ. Выглядит он бесконечно гаже, чем упомянутый в начале лысый хлыщ. Невообразимо, что такого человека может кто-то слушать и хвалить. Впрочем, я хотел рассказать про него совсем не эту историю, а более раннюю и более показательную – когда Нойз МС выступал на Арбате, к нему подбежал подвыпивший человек и попросил играть потише, аргументируя это тем, что в соседнем доме у него лежит больная бабушка, которой необходим покой. Человека мгновенно вытолкал импровизированный охранник, а Нойз МС смекнул, что если сосредоточить внимание публики на том, что человек был выпимши, больная бабушка вроде как и забудется. Не испытав ни малейших угрызений совести, он отшутился в стиле ТАК ДУШАТ МУЗЫКУ УЛИЦ и продолжил уверенно выступать. Публика была в восторге, видео собрало свои классы. Комментировать этот эпизод у меня опускаются руки. Но это были лишь конкретные примеры, хоть и крайне показательные. Теперь я предлагаю взять общий план русского рэпа. Большинство артистов полностью остановились в своём развитии где-то в возрасте 20 лет, не пытаясь более получить никакого образования и не задумываясь о том, что им стоит пытаться развивать своего слушателя. В это же время они обрели некий коммерческий успех, что, безусловно, служит для слушателей положительным примером. Соответственно, не пытаясь развивать, они сначала просто подстроились под отсутствие вкуса большинства людей, а потом поняли, что для полного успеха надо опуститься ещё ниже – на уровне т.н. TV Shit, против которого когда-то выступал рэпер ГРЮНДИК. Вспомните, что даже лысый хлыщ сперва был не уверен в своих КВН-начинаниях и разошелся только после одобрения публики! Никаких альтернатив обывательскому образу жизни артисты выработать не пытаются, но если этот образ можно кратко сформулировать как ЕЛ, СПАЛ, А ПОТОМ УМЕР, то они всё-таки люди творческие! В силу чего схема их жизни принимает вид ЕЛ, СПАЛ, ВОСПЕВАЛ ЕДУ И СОН В ПЕСНЯХ, А ПОТОМ УМЕР. Из практики видно, что артисты настолько неспособны к рефлексии, что даже воспеваемый ими ряд ЕЛ И СПАЛ они не могут довести до закономерного финала – в противном случае мы бы увидели их духовные поиски. Таким образом, рэп становится не просто бесполезным для слушателя, не просто художественно ничтожным, но даже АНТИКУЛЬТУРНЫМ, отупляющим и ВРЕДНЫМ явлением! Все попытки каких-либо людей поднять жанр вверх изнутри обречены на провал в силу взаимовлияния, которое упорно тащит на дно. Зачем читать книги и как-то развиваться, если твой вкус всё равно остаётся на столь низком уровне, что ты с удовольствием слушаешь и хвалишь беспросветный кал своих подельников? Зачем вести здоровый образ жизни, если всё твоё существование сводится к ЕЛ, СПАЛ, А ПОТОМ УМЕР? В общем, никаких альтернатив совершенной серости русский рэп предложить не может, а если кто-то и пытается ставить себе такую задачу, то оказывается в положении… помните задачку о том, чтобы соединить четыре вершины квадрата тремя линиями? Пока решающий пытается провести их внутри квадрата, у него ничего не выходит, и только выйдя за его пределы, он может найти решение. Так и тут – в рамках русского рэпа задача НЕ ИМЕЕТ РЕШЕНИЯ. Да, пожалуй, картина безрадостная! Но значит ли это, что она всегда была такой? Ведь когда-то русский рэп выглядел совсем иначе. Когда-то у его представителей была некая социальная позиция, Конечно, истории про «голос улиц» звучали несколько нелепо, но, по крайней мере, несли в себе КЛАССОВУЮ НЕНАВИСТЬ и ПРЕЗРЕНИЕ К БУРЖУАЗИИ, являя собой хоть какую-то альтернативу серости капиталистической жизни. Все эти деления на «тру/не тру», обвинения артистов в том, что они «продались», ненависть к поп-музыке и отношение к музыкантам типа ДЕЦЛА или ТИМАТИ как к прокаженным, которых ни в коем случае нельзя допускать до своих ушей, – всё это вовсе не являлось такой уж глупостью и помогало жанру держаться на плаву. Но как только в рэп стали приходить деньги, забылось это всё почти мгновенно. Из уст артистов, ранее позиционирующих себя как «тру», начали звучать фразы типа НУ ВОТ КТО БЫ ЧТО НИ ГОВОРИЛ, А ТИМАТИ НАСТОЯЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ! Такое мнение быстренько стало общим местом – наступил переломный момент. Потом был довольно длительный этап выработки рэп-критериев, по которым определялся УРОВЕНЬ артиста (впрочем, трудно определить, когда именно он начался). Критерии эти формулировались примерно так: качественная запись, маразматическая, неискренняя, но «техничная» читка, наличие крутых рифм, идущих во вред смыслу трека, модный звук. В общем, полный «профессионализм». Талант, ум или образованность в этот ряд, естественно, не входили. Эта система работала по принципу бумажной бюрократии, где всегда требуется беспрекословное следование бессмысленным требования. Постепенно этот взгляд на музыку привёл к тому, что среди признанных артистов оказалось критическое количество людей, не являющихся не только самостоятельными творческими единицами, но и ТВОРЧЕСКИМИ людьми вообще. Музыка начала штамповаться как на конвейере, а на выходе получался «продукт». Последующая деградация была уже вопросом времени. После оглушительного успеха истории о том, как ЖИГАН поставил ШОКА и ОКСИМИРОНА на колени, стало ясно, что скандалы в стиле желтой прессы дают вожделенный результат и вскоре они стали необходимым атрибутом жанра. Финальную черту подвёл уже упомянутый «Вёрсус Баттл» сплотивший большинство топовых артистов и опустивший общий уровень до предела, при этом закономерно обретя невиданную популярность (просмотры исчисляются в миллионах). Вы можете вспомнить, что в какой-то момент от рэп-мейнстирима отпочковался и рэп-андерграунд, который кем-то воспринимается как реальная альтернатива. Это неверно. Казавшийся свежей струёй в гнилом болоте русского рэпа, абстракт был очень быстро им ассимилирован, точно так же потонув в серости, однообразии, отсутствии фантазии и банальности. А вторичность в сочетании с чуть большим качеством и вовсе стала действенной схемой для успеха. Ряд интересных артистов, стоявших у истоков андеграунд рэпа, либо деградировали, либо попытались максимально перестать ассоциироваться с рэпоми и делать что-то более ВМЕНЯЕМОЕ, либо стали пытаться изменить рэп изнутри. О том, почему эти попытки были обречены на провал, говорилось чуть выше. Но мог ли русский рэп не скатиться в эту пучину мглы? Мог, да не мог. Если бы артисты изначально были умнее, разборчивее, если бы они не просто презирали капиталистический образ жизни, а пытались бы выработать какие-то конструктивные альтернативы ему, занимались бы постоянным поиском и борьбой за идеалы, самообразованием и расширением кругозора, не допускали пошлости и попыток ассоциировать себя с рэперами, возведшими её на пьедестал – в этом случае могла бы сформироваться какая-то интересная и значительная в культурном смысле прослойка музыки, отстоявшая звание русского рэпа. Но людей, способных на это, в рэпе не нашлось. А с учётом настоящего человеческого материала, который был у жанра в наличии, имеющийся результат был неизбежен. То, что у русского рэпа не было никаких шансов, ярко проиллюстрировала недавняя попытка возродить лозунг РЭП РАДИ ДЕЛА, А НЕ РАДИ ДЕНЕГ, закономерно переиначенный комментаторами в РЭП РАДИ КАЛА, А НЕ РАДИ НАЛА. Действительно, артисты сохранили в нём лишь слепое следование идеалам молодости, совершенно не справившись с задачей накопить интеллектуальный багаж, достаточный даже для осознания причин того, почему, собственно, надо делать НЕ РАДИ ДЕНЕГ. А ведь на это у них было долгие годы. Подведём итог. Может ли русский рэп оказать на кого-либо благотворное влияние? Я уже говорил, что большинство артистов остановились в своём развитии в 20 лет, так что людям лет 16-ти их прослушивание может дать какую-то общую полезную информацию, хотя я не считаю, что это лучший её источник. В остальном же, интерес к жанру может принести ровно столько же пользы, сколько просмотр телевизора. Можно конструировать какие-то навороченные схемы, прикладывая которые выйдет, что пользу из этого извлекать можно, типа РЭП – ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК ЮМОРА или СЛУШАЯ ЕГО, МОЖНО ПОЗНАТЬ ГЛУБИНУ ВОЗМОЖНОГО ПАДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, но я не вижу смысла пытаться специально тратить время на подобные исследования – жизнь в любом случае подкинет каждому достаточно подобной информации. Таким образом, мне остаётся только повторить свой призыв – перестать хоть сколько-нибудь систематически интересоваться русским рэпом. Соблюдайте ИНФОРМАЦИОННУЮ ГИГИЕНУ! Или, как говаривал Фучек – ЛЮДИ, БУДТЕ БДИТЕЛЬНЫ. П.С. На всякий случай я решил ещё проговорить ряд формальных вещей, которые вроде как и очевидны, но могут вызвать придирки. Под русским рэпом я в данном случае понимал, конечно, не форму подачи материала, а широкий набор музыкантов, ассоциирующих себя с жанром (хотя это не обязательно), систематически интересующихся творчеством друг друга и связанных взаимным общением и влиянием, вольным или невольным. Говоря об артистах, я зачастую имел в виду не конкретных людей, а некое общее впечатление от всей прошедшей через меня информации о русских рэперах, нечто среднестатистическое, если позволите – математическое ожидание. И, конечно, надо отметить, что если человек начнёт читать рэп или даже интересоваться им, то он не станет идиотом автоматически. Просто влияние, оказанное на него жанром, будет ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ и ОТУПЛЯЮЩИМ, в лучшем случае нейтральным. Ряд интересных артистов в жанре, естественно, имеется, но они являются интересными не благодаря влиянию жанра, а вопреки ему, и наличие этого ряда не является ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ для рэпа. В случае, если бы человек сохранял интерес только к скромному набору избранных артистов, избегая любой другой информации о жанре, их влияние могло бы быть положительным, но рассмотренная ситуация едва ли возможна – огромна вероятность того, что информационный мусор проникнет в этот поток. Вышеуказанная критика жанра изнутри всё-таки не является бесполезной и может привести к формированию у МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ самостоятельного мышления, однако единственным настоящим решением проблемы в итоге является лишь предложенный мною вариант ИНФОРМАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ в отношении рэпа. В качестве КОНТРПРИМЕРА для кого-то, видимо, может выступить группа 25/17, которая, судя по дошедшей до меня информации, как раз тем и занимается, что пытается образовываться, уходит от русского рэпа и т.д. Но по факту они выступят скорее подтверждением высказанных мной идей, так как в статье я лишь сформулировал всё то, что давно витало в воздухе. Другое дело, что даже свернув с очевидно гадкой дорожки, они выбрали достаточно спорный путь и особого интереса для меня не представляют. Кому-то могло показаться, что в этой статье я много на себя беру, рисую слишком элитарную картину и т.д. Это не так. Я совершенно уверен, что если ЛЮБОЙ человек начнёт систематически анализировать поступающий поток информации, пытаться решить, что из него является хорошим, а что плохим, что вторично, а что оригинально, что идёт ему на пользу, а что во вред, а затем чётко формулировать для себя причины такого разделения, то через какое-то время он с большой вероятностью придёт примерно к той же картине, что нарисовал я. Ну и последнее – категорически не стоит воспринимать посыл моей статьи как РУССКИЙ РЭП УМЕР. Он жив и здоров, и планирует продолжать своё жратое, бессмысленное и тупое существование ещё долгие годы. Иван Смех
|