Войти
Иван Смех

Последнее слово о русском рэпе

они продались, ненависть к поп-музыке и отношение к музыкантам типа ДЕЦЛА или ТИМАТИ как к прокаженным, которых ни в коем случае нельзя допускать до своих ушей…"
Иван Смех 30 декабря 2014 года.
5.38 -
+

В нелепом помещении подвального вида околачивается толпа людей, один из которых зачем-то нацепил поясную сумку на шею, а другой оказался БАРАБАНЩИКОМ группы АМАТОРИ. В центре круга стоят два соперника – качок в маске и лысый хлыщ, улыбающийся бессмысленной улыбкой. Под аккомпанемент тишины лысый хлыщ изрекает несколько робких шуток в худших традициях КВН (юмор уровня хохотача про пузожителей и смекалочку), но потом расходится, постепенно обретая уверенность в себе, начинает корчить рожи в худших традициях КВН и лосниться самодовольством. Смотреть на это просто ФИЗИЧЕСКИ неприятно, но публика в восторге. Наконец-то перед ней что-то, напоминающее любимые сериалы по ТНТ. Качок в маске до такого уровня оскотинивания не опускается, за что и объявляется проигравшим. Лысый хлыщ празднует победу, корча самовлюблённые бессмысленные рожи, напоминающая персонажей с картин Босха. Такова была первая серия «Вёрсус Баттла».

Выступление хлыща оказалось знаковым – на последующих БАТТЛАХ люди стали подражать ему в своих повадках. Так, спустя 8 лет после того, как я сознательно перестал смотреть телевизор, у меня появилась возможность наблюдать шоу аналогичного качества в интернете – как самое топовое и элитарное среди всего русского рэпа. Именно этой возможностью я и не воспользовался, наконец-то вычеркнув русский рэп из списка своих интересов. Конечно, отдельная информация о нём до меня всё-таки доносилась – в основном касательно того же «Вёрсус Баттла». Сначала в нём проиграли два артиста, являющихся полноценными творческими единицами, в отличие от ВСЕХ остальных представленных на баттле людей (естественно, я говорю про Сашу Скула и Пашу Техника). Потом были какие-то гадкие драки, паскудные слухи и низотные интриги – в лучших традициях желтой прессы. Так прошел примерно год, и вот, я достаточно остыл и абстрагировался от русского рэпа, чтобы написать о нём своё ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО.

Конечно, разгромной критики рассматриваемого явления хватало и раньше, но она разбивалась на два течения, каждое из которых имело свои минусы. Первое вбирало в себя все замечания типа телеги ПАУКА про РЭП ЭТО КАЛ, которые хоть и верны, но почти не аргументированы, к тому же, исходят настолько извне, что едва ли помогут слушателям рэпа уяснить, в чём же заключается эта каловость. Второе же предлагало в разы более убедительную, мощную, аргументированную и едкую критику, которая даже шла ИЗНУТРИ жанра, но цели не достигала по одной простой причине – эти критики не планировали прекращать слушать русский рэп! На логичный вопрос ЕСЛИ ЭТО ТАКОЕ ГОВНО, КАК ВЫ ГОВОРИТЕ, ТО ПОЧЕМУ ВЫ ГОВОРИТЕ О НЁМ ГОДАМИ!? ответа не находилось. Таким образом, этому течению не хватало последовательности, критика шла СЛИШКОМ изнутри.

Какова же моя ситуация? Я слушал русский рэп примерно с 7-го класса школы, и, хотя мой интерес постепенно угасал, я всё ещё пытался рисовать себе какие-то оптимистичные картины жанра в целом. Например, что русский рэп был хорош до какого-то времени, но потом всё пошло наперекосяк, что топовые артисты скатились в кал, однако ряд интересных людей в жанре остался, и что именно благодаря им можно не просто продолжать интересоваться русским рэпом, но и надеяться на его подъём. Если мне кто-то говорил, что ничего стоящего в жанре нет, я отвечал ДА КАК ЖЕ ТАК и приводил в качестве контраргумента список артистов (см., например, культовую статью про важные рэп-альбомы от группы «Ленина Пакет» в АФИШЕ). И только теперь я стал достаточно честен перед собой, чтобы сформулировать следующую мысль: если я хочу двигаться вперёд в своём культурном развитии, то просто обязан признать – весь жанр русского рэпа, если рассматривать его как нечто МОНОЛИТНОЕ, является калом от одного конца до другого, сверху и донизу. Хорошим он не был никогда, потому что гнильца была заложена в нём изначально, и вопрос, когда же всё сгниёт напропалую, являлся лишь вопросом времени. Любые интересные вещи в русском рэпе не являются сколько-нибудь показательными, и возникали не благодаря влиянию русского рэпа/принадлежности к нему, а ВОПРЕКИ. И единственный способ соблюдать ИНФОРМАЦИОННУЮ ГИГИЕНУ сейчас (я надеюсь, что такое понятие для вас существует, потому что в XXI веке оно просто необходимо) – это последовать моему примеру – перестать хоть сколько-нибудь систематически интересоваться русским рэпом.

Неужели всё действительно так плохо? Давайте попробуем посмотреть на русский рэп ещё раз и подумать, что полезного он может дать своим слушателям в культурном плане. В качестве конкретного примера я предлагаю взять прославленные ЗАПИСКИ ШИЗОКРЫЛА рэпера Птахи. Вот кусочек из них (орфография и пунктуация автора сохранены, и именно на них я и предлагаю обратить внимание): «ну вот вроде все.. вчера напились все кроме меня.я когда доехал домой поругался с Машкой это моя девушка.. сам виноват.что то прогнал и обиделся на нее еще.. дурик.. сегодня просил прощение,она мне очень помогла, вытащила меня из депресса, и я очень ее ценю зато что больше ту не люблю. она вообще очень добрая и вечно терпит мои выходки …птаха дурак творит глупости.у меня бывает. полтос днюху хоть отметил нормально». Что мы видим? Человек, работающий в сфере КУЛЬТУРЫ, имеющий тысячи слушателей, даже не мог предположить, что на нём лежит хоть какая-то ответственность перед этой самой культурой и слушателями, что ему следует быть хоть сколько-то требовательным к себе, освоить базовые знания из школьной программы.

Вторым примером будет НОЙЗ МС – одной из последних мне попалась видеозапись с вёрсуса, где он бьёт человека в лицо и воровато убегает, отстаивая собственный жизненный принцип СКУДОУМИЕ И БЕССТЫДСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ С КУЛАКАМИ. Выглядит он бесконечно гаже, чем упомянутый в начале лысый хлыщ. Невообразимо, что такого человека может кто-то слушать и хвалить. Впрочем, я хотел рассказать про него совсем не эту историю, а более раннюю и более показательную – когда Нойз МС выступал на Арбате, к нему подбежал подвыпивший человек и попросил играть потише, аргументируя это тем, что в соседнем доме у него лежит больная бабушка, которой необходим покой. Человека мгновенно вытолкал импровизированный охранник, а Нойз МС смекнул, что если сосредоточить внимание публики на том, что человек был выпимши, больная бабушка вроде как и забудется. Не испытав ни малейших угрызений совести, он отшутился в стиле ТАК ДУШАТ МУЗЫКУ УЛИЦ и продолжил уверенно выступать. Публика была в восторге, видео собрало свои классы. Комментировать этот эпизод у меня опускаются руки.

Но это были лишь конкретные примеры, хоть и крайне показательные. Теперь я предлагаю взять общий план русского рэпа. Большинство артистов полностью остановились в своём развитии где-то в возрасте 20 лет, не пытаясь более получить никакого образования и не задумываясь о том, что им стоит пытаться развивать своего слушателя. В это же время они обрели некий коммерческий успех, что, безусловно, служит для слушателей положительным примером. Соответственно, не пытаясь развивать, они сначала просто подстроились под отсутствие вкуса большинства людей, а потом поняли, что для полного успеха надо опуститься ещё ниже – на уровне т.н. TV Shit, против которого когда-то выступал рэпер ГРЮНДИК. Вспомните, что даже лысый хлыщ сперва был не уверен в своих КВН-начинаниях и разошелся только после одобрения публики!

Никаких альтернатив обывательскому образу жизни артисты выработать не пытаются, но если этот образ можно кратко сформулировать как ЕЛ, СПАЛ, А ПОТОМ УМЕР, то они всё-таки люди творческие! В силу чего схема их жизни принимает вид ЕЛ, СПАЛ, ВОСПЕВАЛ ЕДУ И СОН В ПЕСНЯХ, А ПОТОМ УМЕР. Из практики видно, что артисты настолько неспособны к рефлексии, что даже воспеваемый ими ряд ЕЛ И СПАЛ они не могут довести до закономерного финала – в противном случае мы бы увидели их духовные поиски. Таким образом, рэп становится не просто бесполезным для слушателя, не просто художественно ничтожным, но даже АНТИКУЛЬТУРНЫМ, отупляющим и ВРЕДНЫМ явлением! Все попытки каких-либо людей поднять жанр вверх изнутри обречены на провал в силу взаимовлияния, которое упорно тащит на дно. Зачем читать книги и как-то развиваться, если твой вкус всё равно остаётся на столь низком уровне, что ты с удовольствием слушаешь и хвалишь беспросветный кал своих подельников? Зачем вести здоровый образ жизни, если всё твоё существование сводится к ЕЛ, СПАЛ, А ПОТОМ УМЕР? В общем, никаких альтернатив совершенной серости русский рэп предложить не может, а если кто-то и пытается ставить себе такую задачу, то оказывается в положении… помните задачку о том, чтобы соединить четыре вершины квадрата тремя линиями? Пока решающий пытается провести их внутри квадрата, у него ничего не выходит, и только выйдя за его пределы, он может найти решение. Так и тут – в рамках русского рэпа задача НЕ ИМЕЕТ РЕШЕНИЯ.

Да, пожалуй, картина безрадостная! Но значит ли это, что она всегда была такой? Ведь когда-то русский рэп выглядел совсем иначе. Когда-то у его представителей была некая социальная позиция, Конечно, истории про «голос улиц» звучали несколько нелепо, но, по крайней мере, несли в себе КЛАССОВУЮ НЕНАВИСТЬ и ПРЕЗРЕНИЕ К БУРЖУАЗИИ, являя собой хоть какую-то альтернативу серости капиталистической жизни. Все эти деления на «тру/не тру», обвинения артистов в том, что они «продались», ненависть к поп-музыке и отношение к музыкантам типа ДЕЦЛА или ТИМАТИ как к прокаженным, которых ни в коем случае нельзя допускать до своих ушей, – всё это вовсе не являлось такой уж глупостью и помогало жанру держаться на плаву. Но как только в рэп стали приходить деньги, забылось это всё почти мгновенно. Из уст артистов, ранее позиционирующих себя как «тру», начали звучать фразы типа НУ ВОТ КТО БЫ ЧТО НИ ГОВОРИЛ, А ТИМАТИ НАСТОЯЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ! Такое мнение быстренько стало общим местом – наступил переломный момент. Потом был довольно длительный этап выработки рэп-критериев, по которым определялся УРОВЕНЬ артиста (впрочем, трудно определить, когда именно он начался). Критерии эти формулировались примерно так: качественная запись, маразматическая, неискренняя, но «техничная» читка, наличие крутых рифм, идущих во вред смыслу трека, модный звук. В общем, полный «профессионализм». Талант, ум или образованность в этот ряд, естественно, не входили. Эта система работала по принципу бумажной бюрократии, где всегда требуется беспрекословное следование бессмысленным требования. Постепенно этот взгляд на музыку привёл к тому, что среди признанных артистов оказалось критическое количество людей, не являющихся не только самостоятельными творческими единицами, но и ТВОРЧЕСКИМИ людьми вообще. Музыка начала штамповаться как на конвейере, а на выходе получался «продукт». Последующая деградация была уже вопросом времени. После оглушительного успеха истории о том, как ЖИГАН поставил ШОКА и ОКСИМИРОНА на колени, стало ясно, что скандалы в стиле желтой прессы дают вожделенный результат и вскоре они стали необходимым атрибутом жанра. Финальную черту подвёл уже упомянутый «Вёрсус Баттл» сплотивший большинство топовых артистов и опустивший общий уровень до предела, при этом закономерно обретя невиданную популярность (просмотры исчисляются в миллионах).

Вы можете вспомнить, что в какой-то момент от рэп-мейнстирима отпочковался и рэп-андерграунд, который кем-то воспринимается как реальная альтернатива. Это неверно. Казавшийся свежей струёй в гнилом болоте русского рэпа, абстракт был очень быстро им ассимилирован, точно так же потонув в серости, однообразии, отсутствии фантазии и банальности. А вторичность в сочетании с чуть большим качеством и вовсе стала действенной схемой для успеха. Ряд интересных артистов, стоявших у истоков андеграунд рэпа, либо деградировали, либо попытались максимально перестать ассоциироваться с рэпоми и делать что-то более ВМЕНЯЕМОЕ, либо стали пытаться изменить рэп изнутри. О том, почему эти попытки были обречены на провал, говорилось чуть выше.

Но мог ли русский рэп не скатиться в эту пучину мглы? Мог, да не мог. Если бы артисты изначально были умнее, разборчивее, если бы они не просто презирали капиталистический образ жизни, а пытались бы выработать какие-то конструктивные альтернативы ему, занимались бы постоянным поиском и борьбой за идеалы, самообразованием и расширением кругозора, не допускали пошлости и попыток ассоциировать себя с рэперами, возведшими её на пьедестал – в этом случае могла бы сформироваться какая-то интересная и значительная в культурном смысле прослойка музыки, отстоявшая звание русского рэпа. Но людей, способных на это, в рэпе не нашлось. А с учётом настоящего человеческого материала, который был у жанра в наличии, имеющийся результат был неизбежен. То, что у русского рэпа не было никаких шансов, ярко проиллюстрировала недавняя попытка возродить лозунг РЭП РАДИ ДЕЛА, А НЕ РАДИ ДЕНЕГ, закономерно переиначенный комментаторами в РЭП РАДИ КАЛА, А НЕ РАДИ НАЛА. Действительно, артисты сохранили в нём лишь слепое следование идеалам молодости, совершенно не справившись с задачей накопить интеллектуальный багаж, достаточный даже для осознания причин того, почему, собственно, надо делать НЕ РАДИ ДЕНЕГ. А ведь на это у них было долгие годы.

Подведём итог. Может ли русский рэп оказать на кого-либо благотворное влияние? Я уже говорил, что большинство артистов остановились в своём развитии в 20 лет, так что людям лет 16-ти их прослушивание может дать какую-то общую полезную информацию, хотя я не считаю, что это лучший её источник. В остальном же, интерес к жанру может принести ровно столько же пользы, сколько просмотр телевизора. Можно конструировать какие-то навороченные схемы, прикладывая которые выйдет, что пользу из этого извлекать можно, типа РЭП – ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК ЮМОРА или СЛУШАЯ ЕГО, МОЖНО ПОЗНАТЬ ГЛУБИНУ ВОЗМОЖНОГО ПАДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, но я не вижу смысла пытаться специально тратить время на подобные исследования – жизнь в любом случае подкинет каждому достаточно подобной информации. Таким образом, мне остаётся только повторить свой призыв – перестать хоть сколько-нибудь систематически интересоваться русским рэпом. Соблюдайте ИНФОРМАЦИОННУЮ ГИГИЕНУ! Или, как говаривал Фучек – ЛЮДИ, БУДТЕ БДИТЕЛЬНЫ.

П.С. На всякий случай я решил ещё проговорить ряд формальных вещей, которые вроде как и очевидны, но могут вызвать придирки. Под русским рэпом я в данном случае понимал, конечно, не форму подачи материала, а широкий набор музыкантов, ассоциирующих себя с жанром (хотя это не обязательно), систематически интересующихся творчеством друг друга и связанных взаимным общением и влиянием, вольным или невольным. Говоря об артистах, я зачастую имел в виду не конкретных людей, а некое общее впечатление от всей прошедшей через меня информации о русских рэперах, нечто среднестатистическое, если позволите – математическое ожидание. И, конечно, надо отметить, что если человек начнёт читать рэп или даже интересоваться им, то он не станет идиотом автоматически. Просто влияние, оказанное на него жанром, будет ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ и ОТУПЛЯЮЩИМ, в лучшем случае — нейтральным. Ряд интересных артистов в жанре, естественно, имеется, но они являются интересными не благодаря влиянию жанра, а вопреки ему, и наличие этого ряда не является ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ для рэпа. В случае, если бы человек сохранял интерес только к скромному набору избранных артистов, избегая любой другой информации о жанре, их влияние могло бы быть положительным, но рассмотренная ситуация едва ли возможна – огромна вероятность того, что информационный мусор проникнет в этот поток. Вышеуказанная критика жанра изнутри всё-таки не является бесполезной и может привести к формированию у МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ самостоятельного мышления, однако единственным настоящим решением проблемы в итоге является лишь предложенный мною вариант ИНФОРМАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ в отношении рэпа. В качестве КОНТРПРИМЕРА для кого-то, видимо, может выступить группа 25/17, которая, судя по дошедшей до меня информации, как раз тем и занимается, что пытается образовываться, уходит от русского рэпа и т.д. Но по факту они выступят скорее подтверждением высказанных мной идей, так как в статье я лишь сформулировал всё то, что давно витало в воздухе. Другое дело, что даже свернув с очевидно гадкой дорожки, они выбрали достаточно спорный путь и особого интереса для меня не представляют. Кому-то могло показаться, что в этой статье я много на себя беру, рисую слишком элитарную картину и т.д. Это не так. Я совершенно уверен, что если ЛЮБОЙ человек начнёт систематически анализировать поступающий поток информации, пытаться решить, что из него является хорошим, а что плохим, что вторично, а что оригинально, что идёт ему на пользу, а что во вред, а затем чётко формулировать для себя причины такого разделения, то через какое-то время он с большой вероятностью придёт примерно к той же картине, что нарисовал я.

Ну и последнее – категорически не стоит воспринимать посыл моей статьи как РУССКИЙ РЭП УМЕР. Он жив и здоров, и планирует продолжать своё жратое, бессмысленное и тупое существование ещё долгие годы.

Иван Смех

Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Аналитические статьи
Музыкальный менеджер

Специальное обращение от музыкальных продюсеров лейбла RAIDA
4.85
Музыкальный менеджер

Зачем артистам нужны уроки вокала
4.92
Музыкальный менеджер

Продвижение музыки требует затрат, умственных усилий и партнеров
5.15
Частное мнение
Diamond Ace

Мужской стиль в одежде начинается с исподнего белья, трусов, маек и носков.
4.46
Ценитель музыки

Классический балет это гордость и заслуга нашей страны
5.00
Martini Ice

Доски объявлений есть в каждом районе, но кто их читает?
4.81
Освещение мероприятий
Анонсы, видео и фотоотчеты, реклама
© 2005 — 2015 «InDaRnB»
InDaRnB — портал об RnB, хип-хоп культуре и стиле жизни.
rap, hip-hop, rnb, nightlife.

О проекте
Контактная информация
Реклама на портале
Вакансии
Музыкальный лейбл