Войти
Музыкальный менеджер

Советы при съемках видеоклипа

Хип-хоп рынку не хватает профессиональной видеопродукции.
Музыкальный менеджер 24 февраля 2014 года.
5.02 -
+

Предлагаю небольшую статью для чтения перед принятием решения о съемках настоящего музыкального видеоклипа. На днях снимал очередной клип для хип-хоп артиста и решил поделиться опытом. 

выезд на локейшнПредварительный выезд на локейшн съемок клипа.

Роль видеопродукции в продвижении творчества исполнителей всех жанров переоценить невозможно. В настоящее время музыкальные клипы лишь немногим уступают в популярности скетчам и гэгам. Важно понимать, что есть узкая грань между видеомусором и видеошедевром. Если у вас нет денег на съемки видеоклипа, а время пришло, то можно поступить следующим образом:

  1. Попросить знакомого фотографа с фотоаппаратом Марк 2-3, у меня всегда два-три таких человека под рукой, бесплатно помочь со съемкой, а затем попросить того, кто уже монтировал видео, чтобы и вам смонтировали клип.

  2. Всё же найти немного денег (10-30 тыс. руб.), нанять «бывалого» оператора и снимать по сценарию.

  3. Постараться поискать молодых режиссеров-операторов, подающих надежды и имеющих опыт, которые нарабатывают портфолио, чтобы заинтересовать их сильной идеей.

Выбор места для сцен на съемках клипа.

Если у вас нет денег, но есть известность:

  1. Вы предлагаете поделиться своей аудиторией и известностью с начинающей студией или начинающим режиссёром за услугу по съёмке вашего клипа. И таких людей я знаю немало, у каждого рэпера (уровня Басты) есть несколько (если не большинство) клипов, снятых по этой схеме.

  2. Вы размещаете свой проект на краудфандинговой платформе (прим.: kickstarted для запада, а для нашей страны boomstarter), тщательно спланировав кампанию. Тема это особая, но вкратце замечу, что предлагать надо нужные людям вещи в качестве компенсации их затрат, и это совсем не обязательно ваши треки, нужно добавленной стоимостью оставить им чувство удовлетворения от поддержки «доброго дела». Потратьте время и изучите успешные проекты или обращайтесь за консультацией и разработкой кампании ко мне.

  3. Вы обращаетесь к спонсорам в лице богатых поклонников или серьезных брендов. Не нужно унижаться, просто предложите партнерство и пообещайте, к примеру, 1 млн. просмотров клипа с благодарностью в их сторону или с продактплейсментом их бренда. За спонсорские деньги вы без труда купите эти просмотры и заодно промотируете (посеете) клип в массы.

Категорически не советую ввязываться в видеопродакшн, не имея сценария клипа, сметы расходов на продакшн, постпродакшн и промоуш, а также когда нет четкого понимания целей релиза клипа, последнее — самое главное.

Если у вас есть деньги, то не спешите их тратить на видеоклипы, так как строить бизнес на свои сбережения опасно и неправильно, это расслабляет вас и делает беднее. Впрочем, вы можете отчислять с каждого концерта до 30% в фонд развития и потом оттуда финансировать свое продвижение.

Оператор руководит светоинженером.

Если у вас нет денег, вам не удалось договориться о нормальном финансировании, но необходимо что-то делать для своего продвижения, то советую найти другие пути. Вы всегда можете снять промовидео к своему треку/альбому/концерту чуть ли не на сотовый телефон, но, теряя качество, вы должны компенсировать это идеей. Ваше 30-90 секундное видео, приобретая вирусный характер, способно сделать больше, чем дешевый клип. Очень важно делать качественную музыку, и видео к этой музыке тоже должно быть качественным. Хороший клип вам поможет подчеркнуть замысел трека, раскрыть ваши артистические данные, акцентировать детали и заставить пересматривать и переслушивать ваше произведение, умножая армию поклонников. Перед съемкой важно понимать, кто и где будет смотреть клип. Исходя из этого, нужно ориентировать продакшн под аудиторию и форматы.


Помошник режиссера помогает с постановкой кадра.

Этапы подготовки видеопродакшна: 

  1. Создание музыкального произведения, достойного продвижения. Очень важно иметь выбор и объективное представление о влиянии этого произведения на ваших целевых слушателей. Именно от целевой аудитории вам необходимо получить одобрение, а не от ваших друзей или коллег.

  2. Понимание целей текущего продвижения для определения основных параметров продакшна и промоушна клипа.

  3. Поиск идеи видеоклипа и приемов видеосъемки (для оператора и режиссера подберите аналоги вашего видео в интернет, то, что вам нравится у других).

  4. Написание логлайна клипа (краткий пересказ сюжета, который передает драматическую историю сценария в максимально сжатой форме (в одном-двух предложениях, около 25 слов). Логлайн состоит из трех элементов: протагонист (кто главный герой), основная цель (за что борется главный герой), основной конфликт/антагонист (что стоит на пути главного героя) и синопсиса (короткое описание клипа).

  5. Написание сценария клипа (детальное описание локаций, сцен, действующих лиц, реквизита и пр.), при желании — раскадровка.

  6. Составление сметы расходов на создание клипа, вкл. постпродакшн.

  7. План промокампании клипа. Где и когда вы будете промотировать свой клип.

  8. Составление сметы расходов на продвижение клипа.

  9. Описание критериев для оценки эффективности вашей деятельности (релиза клипа).

Вы можете пропустить один или все пункты подготовки и держать все нюансы в голове, но таким образом вы сильно рискуете сделать "как всегда" и "как у всех". Как говорил ещё Ленин, подразумевая двойные расходы: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Артисты приезжают на площадку раньше всех — и сразу на грим.

Определитесь, что вам нужно: респект от комьюнити, тотальный вирус для поражения интернета, телеканалы, мэйджоры, и бейте точно в цель, на двух стульях не усидишь.

Боди-арт подготавливается не менее 5-и часов.

Начинайте по порядку:

  1. Пример логлайн: Рэпер M не просто мечтает о хорошей жизни, он ее добился своим трудом, и, когда его очередная мечта исполнилась, он стал владельцем собственного ночного клуба, он немного грустит и устремляется в мыслях к звездам в своем новом треке «И».

  2. Синопсис.

  3. Сценарий.

  4. Смета (по такой смете работает Павел Худяков и я), скачать образец здесь: скачать.
  5. Промо план (разрабатывается под заказ).

  6. Съемка видеоклипа.

Последние штрихи визажиста перед съемкой.

Съемочный день у професиональных помошников считается за 12 часов. Будьте внимательны, так как при съемках клипа по запланированному сценарию за один день всегда случается продление. Я снял шесть клипов и присутствовал на съемках еще десяти и никогда не видел, чтобы бригада уложилась в отведённое и все успела из запланированого. Переработки у профессионалов стоят очень дорого, от 10 до 20% от стоимость смены (12 час.) за час. Очень часто вам могут посчитать время комплектации оборудования на складе поставщика за начало смены, обговаривайте заранее эти варианты, у вас могут украсть пару оплаченных часов. Особенно этим страдают световики и владельцы профессиональных камер. 

Хлопушка и листы хрон. плана помогут режиссеру и монтажеру на постродакшн.

Если вы не снимаете видео из одной сцены на одной локации, где рэпер читает свой трек на улице и ходит туда-сюда, а действительно занимаетесь творческим процессом, то команда должна состоять (рекомендую подбирать именно в этой последовательности) из:

  1. Продюсер (вы или не вы, но придётся позаботиться о качестве и полноте процесса, включая финансирование).

  2. Режиссер постановщик (руководство процессом, подбор команды, ответственность за сохранение идеи в клипе). Вы можете сами исполнить эту роль, но, снимаясь в кадре, вы теряете шанс конролировать процесс и актерскую игру с профессиональной и идейной точки зрения.

  3. Оператор (от него в кадре зависит почти все). Лучший оператор стоит 30 тыс. руб за 12 часов, хорошего оператора вы можете найти за 10-15 тыс. руб. «Оператор со своим фотоаппаратом» обойдется вам в сумму 3-5 тыс. руб.. Всегда есть выбор.

  4. Артисты (клип во многом выигрывает от профессиональной игры известных артистов или от участия в нем текущих трендсеттеров). Стоимость неизвестных артистов, вкл. хороших танцовщиц – около 3000 руб., звезды кино могут стоить 30-60 тыс. руб.

  5. Директор видеоклипа (ответственность за все административные вопросы: подбор локаций, исполнителей, связь внутри команды и пр.). Профессиональный директор возьмет с вас 5000 руб за съёмочный день, и оно того стоит, поверьте. Другу вы заплатите 1000 руб — и это тоже вариант.

  6. Помошник режиссера (чай, бутерброды, ведение хрон. плана съемок, хлопушка. Стоимость дня работы – 2500 руб.

  7. Подсобный рабочий (включение звука на площадке, передвижение декораций и реквизита, походы в магазин за севшими батарейками и пр. мелочами).

  8. Художник–декоратор, костюмер. (если у вас такая задумка).

  9. Визажист-гример (обязательная позиция как минимум для того, чтобы лицо не бликовало в кадре). Стоимость гримера от 5000 руб., боди-арт с использованием костюмов обойдется в 10 тыс. руб.

  10. Осветители (много контор, где всё «в одном флаконе»), состав приборов и адрес осветителей вам подскажет оператор. Хороший свет стоит от 25 тыс. руб. смена.

  11. Камера, фокус-пуллер (хорошая камера стоит от 15 тыс руб за смену, ее доставляют на специальной машине (камерваген) в сопровождении техника, оператору нужен доп. человек, чтобы крутить объектив). Аренда фотоаппарата Canon mark 2-3 стоит 3-5 тыс. руб. в смену. Еще нужен комплект линз, объективов и фильтров. Все это в ведении оператора.

  12. Дополнительное оборудование для съемок: тележка, кран, стендикам (последний стоит 25 тыс. руб. в смену). От этой техники зависят возможности съемок. При низкобюджетных съемках мы снимали с рук на Canon; поверьте, получалось не плохо без навороченной техники, но разница велика. Всё в руках артиста, затем оператора и режиссера, а потом продюсера и зрителей…

 Некоторые сцены не войдут в основное время клипа.

 Ориентировочные гонорары участников съемочной бригады приведены в образце сметы. Там фигурируют средние величины, но подразумеваются профессиональные кадры и ведущие специалисты своих областей 

Постпродакшн:

Еще до съёмок клипа подумайте о монтаже и цветокоррекции, найдите мастера и обговорите с ним детали заранее. Стоимость классного специалиста только на монтаже – до 50 тыс. руб. хороший монтажер запросит от 15 тыс. руб.

Сразу обговорите монтаж тизеров (1-3 шт.), трейлера и бэкстейджа клипа, не забудьте их спланировать и описать заранее.

Если вы не пригласили на съемочную площадку фотографа, то сами сделайте несколько снимков, и очень советую заказать обложку для сингла/клипа у профессионального художника.

Даже при четкой организации приходится снимать несколько дублей.

Промоушн:

Глупо заниматься продажей санок на Цейлоне, так же сложно продавать свой клип, не спланировав заранее место, время и адресата послания. Когда вы поймете, кто и зачем вам нужен в качестве аудитории клипа, вы сможете точнее готовить съемки и постпродакшн. Интернет и ТВ работают совсем в разных форматах, и это касается не только качества картинки, но и формата видеофайла.

Хороший клип даже с элементами вируса не может сам пробить масштабную аудиторию, его нужно промотировать (сеять в интернете), т.е. позаботиться о просмотрах максимально возможной для ваших ресурсов аудитории (от 100 тыс. целевых просмотров). Клип нужно поддерживать новостями, тизерами, трейлерами, фотоотчетами и бэкстейджами, интервью и рекомендациями популярных людей, а иногда — прямой рекламой и накрутками.

К концу съемочного дня все уставшие, но счастливые.

Все описанное выше не догма, а рекомендации опытного продюсера, вы можете снимать что угодно, как угодно и с кем угодно, важно объективно оценивать полученный результат и не повторять ошибок.

Раскройте себя и все самое лучшее в своем клипе, второго шанса может не представиться. Удачи!

Аналитические статьи
Концертный директор

Технологии концертного рынка о том как собрать большой зал, заработать и поехать на гастроли.
6.16
Музыкальный менеджер

Секреты успеха на рэп баттлах
7.08
Музыкальный менеджер

Можно ли артисту без участия в телешоу добиться успеха?
5.79
Частное мнение
Дневник экстрасенса

Зачем люди приходят к экстрасенсам
7.60
Дневник экстрасенса

Битва экстрасенсов, 18 сезон
7.08
Дневник экстрасенса

Беседы экстрасенса Арины Кремлевой со своим секретарем, часть 1
6.39
Освещение мероприятий
Анонсы, видео и фотоотчеты, реклама
© 2005 — 2017 «InDaRnB»
InDaRnB — портал об RnB, хип-хоп культуре и стиле жизни.
rap, hip-hop, rnb, nightlife.

О проекте
Контактная информация
Реклама на портале
Вакансии
Музыкальный лейбл