|
Советы при съемках видеоклипа
Хип-хоп рынку не хватает профессиональной видеопродукции.
|
Предлагаю небольшую статью для чтения перед принятием решения о съемках настоящего музыкального видеоклипа. На днях снимал очередной клип для хип-хоп артиста и решил поделиться опытом.
Предварительный выезд на локейшн съемок клипа.
Роль видеопродукции в продвижении творчества исполнителей всех жанров переоценить невозможно. В настоящее время музыкальные клипы лишь немногим уступают в популярности скетчам и гэгам. Важно понимать, что есть узкая грань между видеомусором и видеошедевром. Если у вас нет денег на съемки видеоклипа, а время пришло, то можно поступить следующим образом:
- Попросить знакомого фотографа с фотоаппаратом Марк 2-3, у меня всегда два-три таких человека под рукой, бесплатно помочь со съемкой, а затем попросить того, кто уже монтировал видео, чтобы и вам смонтировали клип.
- Всё же найти немного денег (10-30 тыс. руб.), нанять «бывалого» оператора и снимать по сценарию.
- Постараться поискать молодых режиссеров-операторов, подающих надежды и имеющих опыт, которые нарабатывают портфолио, чтобы заинтересовать их сильной идеей.
Выбор места для сцен на съемках клипа.
Если у вас нет денег, но есть известность:
- Вы предлагаете поделиться своей аудиторией и известностью с начинающей студией или начинающим режиссёром за услугу по съёмке вашего клипа. И таких людей я знаю немало, у каждого рэпера (уровня Басты) есть несколько (если не большинство) клипов, снятых по этой схеме.
- Вы размещаете свой проект на краудфандинговой платформе (прим.: kickstarted для запада, а для нашей страны boomstarter), тщательно спланировав кампанию. Тема это особая, но вкратце замечу, что предлагать надо нужные людям вещи в качестве компенсации их затрат, и это совсем не обязательно ваши треки, нужно добавленной стоимостью оставить им чувство удовлетворения от поддержки «доброго дела». Потратьте время и изучите успешные проекты или обращайтесь за консультацией и разработкой кампании ко мне.
- Вы обращаетесь к спонсорам в лице богатых поклонников или серьезных брендов. Не нужно унижаться, просто предложите партнерство и пообещайте, к примеру, 1 млн. просмотров клипа с благодарностью в их сторону или с продактплейсментом их бренда. За спонсорские деньги вы без труда купите эти просмотры и заодно промотируете (посеете) клип в массы.
Категорически не советую ввязываться в видеопродакшн, не имея сценария клипа, сметы расходов на продакшн, постпродакшн и промоуш, а также когда нет четкого понимания целей релиза клипа, последнее самое главное.
Если у вас есть деньги, то не спешите их тратить на видеоклипы, так как строить бизнес на свои сбережения опасно и неправильно, это расслабляет вас и делает беднее. Впрочем, вы можете отчислять с каждого концерта до 30% в фонд развития и потом оттуда финансировать свое продвижение.
Оператор руководит светоинженером.
Если у вас нет денег, вам не удалось договориться о нормальном финансировании, но необходимо что-то делать для своего продвижения, то советую найти другие пути. Вы всегда можете снять промовидео к своему треку/альбому/концерту чуть ли не на сотовый телефон, но, теряя качество, вы должны компенсировать это идеей. Ваше 30-90 секундное видео, приобретая вирусный характер, способно сделать больше, чем дешевый клип. Очень важно делать качественную музыку, и видео к этой музыке тоже должно быть качественным. Хороший клип вам поможет подчеркнуть замысел трека, раскрыть ваши артистические данные, акцентировать детали и заставить пересматривать и переслушивать ваше произведение, умножая армию поклонников. Перед съемкой важно понимать, кто и где будет смотреть клип. Исходя из этого, нужно ориентировать продакшн под аудиторию и форматы.
 Помошник режиссера помогает с постановкой кадра.
Этапы подготовки видеопродакшна:
- Создание музыкального произведения, достойного продвижения. Очень важно иметь выбор и объективное представление о влиянии этого произведения на ваших целевых слушателей. Именно от целевой аудитории вам необходимо получить одобрение, а не от ваших друзей или коллег.
- Понимание целей текущего продвижения для определения основных параметров продакшна и промоушна клипа.
- Поиск идеи видеоклипа и приемов видеосъемки (для оператора и режиссера подберите аналоги вашего видео в интернет, то, что вам нравится у других).
- Написание логлайна клипа (краткий пересказ сюжета, который передает драматическую историю сценария в максимально сжатой форме (в одном-двух предложениях, около 25 слов). Логлайн состоит из трех элементов: протагонист (кто главный герой), основная цель (за что борется главный герой), основной конфликт/антагонист (что стоит на пути главного героя) и синопсиса (короткое описание клипа).
- Написание сценария клипа (детальное описание локаций, сцен, действующих лиц, реквизита и пр.), при желании раскадровка.
- Составление сметы расходов на создание клипа, вкл. постпродакшн.
- План промокампании клипа. Где и когда вы будете промотировать свой клип.
- Составление сметы расходов на продвижение клипа.
- Описание критериев для оценки эффективности вашей деятельности (релиза клипа).
Вы можете пропустить один или все пункты подготовки и держать все нюансы в голове, но таким образом вы сильно рискуете сделать "как всегда" и "как у всех". Как говорил ещё Ленин, подразумевая двойные расходы: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Артисты приезжают на площадку раньше всех и сразу на грим.
Определитесь, что вам нужно: респект от комьюнити, тотальный вирус для поражения интернета, телеканалы, мэйджоры, и бейте точно в цель, на двух стульях не усидишь.
Боди-арт подготавливается не менее 5-и часов.
Начинайте по порядку:
- Пример логлайн: Рэпер M не просто мечтает о хорошей жизни, он ее добился своим трудом, и, когда его очередная мечта исполнилась, он стал владельцем собственного ночного клуба, он немного грустит и устремляется в мыслях к звездам в своем новом треке «И».
- Синопсис.
- Сценарий.
- Смета (по такой смете работает Павел Худяков и я), скачать образец здесь: скачать.
- Промо план (разрабатывается под заказ).
- Съемка видеоклипа.
Последние штрихи визажиста перед съемкой.
Съемочный день у професиональных помошников считается за 12 часов. Будьте внимательны, так как при съемках клипа по запланированному сценарию за один день всегда случается продление. Я снял шесть клипов и присутствовал на съемках еще десяти и никогда не видел, чтобы бригада уложилась в отведённое и все успела из запланированого. Переработки у профессионалов стоят очень дорого, от 10 до 20% от стоимость смены (12 час.) за час. Очень часто вам могут посчитать время комплектации оборудования на складе поставщика за начало смены, обговаривайте заранее эти варианты, у вас могут украсть пару оплаченных часов. Особенно этим страдают световики и владельцы профессиональных камер.
Хлопушка и листы хрон. плана помогут режиссеру и монтажеру на постродакшн.
Если вы не снимаете видео из одной сцены на одной локации, где рэпер читает свой трек на улице и ходит туда-сюда, а действительно занимаетесь творческим процессом, то команда должна состоять (рекомендую подбирать именно в этой последовательности) из:
- Продюсер (вы или не вы, но придётся позаботиться о качестве и полноте процесса, включая финансирование).
- Режиссер постановщик (руководство процессом, подбор команды, ответственность за сохранение идеи в клипе). Вы можете сами исполнить эту роль, но, снимаясь в кадре, вы теряете шанс конролировать процесс и актерскую игру с профессиональной и идейной точки зрения.
- Оператор (от него в кадре зависит почти все). Лучший оператор стоит 30 тыс. руб за 12 часов, хорошего оператора вы можете найти за 10-15 тыс. руб. «Оператор со своим фотоаппаратом» обойдется вам в сумму 3-5 тыс. руб.. Всегда есть выбор.
- Артисты (клип во многом выигрывает от профессиональной игры известных артистов или от участия в нем текущих трендсеттеров). Стоимость неизвестных артистов, вкл. хороших танцовщиц – около 3000 руб., звезды кино могут стоить 30-60 тыс. руб.
- Директор видеоклипа (ответственность за все административные вопросы: подбор локаций, исполнителей, связь внутри команды и пр.). Профессиональный директор возьмет с вас 5000 руб за съёмочный день, и оно того стоит, поверьте. Другу вы заплатите 1000 руб и это тоже вариант.
- Помошник режиссера (чай, бутерброды, ведение хрон. плана съемок, хлопушка. Стоимость дня работы – 2500 руб.
- Подсобный рабочий (включение звука на площадке, передвижение декораций и реквизита, походы в магазин за севшими батарейками и пр. мелочами).
- Художник–декоратор, костюмер. (если у вас такая задумка).
- Визажист-гример (обязательная позиция как минимум для того, чтобы лицо не бликовало в кадре). Стоимость гримера от 5000 руб., боди-арт с использованием костюмов обойдется в 10 тыс. руб.
- Осветители (много контор, где всё «в одном флаконе»), состав приборов и адрес осветителей вам подскажет оператор. Хороший свет стоит от 25 тыс. руб. смена.
- Камера, фокус-пуллер (хорошая камера стоит от 15 тыс руб за смену, ее доставляют на специальной машине (камерваген) в сопровождении техника, оператору нужен доп. человек, чтобы крутить объектив). Аренда фотоаппарата Canon mark 2-3 стоит 3-5 тыс. руб. в смену. Еще нужен комплект линз, объективов и фильтров. Все это в ведении оператора.
- Дополнительное оборудование для съемок: тележка, кран, стендикам (последний стоит 25 тыс. руб. в смену). От этой техники зависят возможности съемок. При низкобюджетных съемках мы снимали с рук на Canon; поверьте, получалось не плохо без навороченной техники, но разница велика. Всё в руках артиста, затем оператора и режиссера, а потом продюсера и зрителей…
Некоторые сцены не войдут в основное время клипа.
Ориентировочные гонорары участников съемочной бригады приведены в образце сметы. Там фигурируют средние величины, но подразумеваются профессиональные кадры и ведущие специалисты своих областей
Постпродакшн:
Еще до съёмок клипа подумайте о монтаже и цветокоррекции, найдите мастера и обговорите с ним детали заранее. Стоимость классного специалиста только на монтаже – до 50 тыс. руб. хороший монтажер запросит от 15 тыс. руб.
Сразу обговорите монтаж тизеров (1-3 шт.), трейлера и бэкстейджа клипа, не забудьте их спланировать и описать заранее.
Если вы не пригласили на съемочную площадку фотографа, то сами сделайте несколько снимков, и очень советую заказать обложку для сингла/клипа у профессионального художника.

Даже при четкой организации приходится снимать несколько дублей.
Промоушн:
Глупо заниматься продажей санок на Цейлоне, так же сложно продавать свой клип, не спланировав заранее место, время и адресата послания. Когда вы поймете, кто и зачем вам нужен в качестве аудитории клипа, вы сможете точнее готовить съемки и постпродакшн. Интернет и ТВ работают совсем в разных форматах, и это касается не только качества картинки, но и формата видеофайла.
Хороший клип даже с элементами вируса не может сам пробить масштабную аудиторию, его нужно промотировать (сеять в интернете), т.е. позаботиться о просмотрах максимально возможной для ваших ресурсов аудитории (от 100 тыс. целевых просмотров). Клип нужно поддерживать новостями, тизерами, трейлерами, фотоотчетами и бэкстейджами, интервью и рекомендациями популярных людей, а иногда прямой рекламой и накрутками.

К концу съемочного дня все уставшие, но счастливые.
Все описанное выше не догма, а рекомендации опытного продюсера, вы можете снимать что угодно, как угодно и с кем угодно, важно объективно оценивать полученный результат и не повторять ошибок.
Раскройте себя и все самое лучшее в своем клипе, второго шанса может не представиться. Удачи!
|