Как вывести хип-хоп Артиста «с нуля» на большую сцену?
Продвижение артистов на примере музыкального проекта Loc-Dog
13 апреля 2015 года.
|
|
5.22 |
|
|
|
Продвижение Артиста Loc-Dog (Лок Дог).
Какие методы продвижения хип-хоп артистов более эффективны?
Подготовлено для музыкальной конференции Colisium, Санкт-Петербург, апрель 2015г. Статья представлена в тексте, в дополнение к визуальной презентации и докладу на конференции.
Музыкальный менеджер Дмитрий Кондратьев. ([email protected])
Кейс формируется на основании: опыта 6-и летнего изучения музыкальных рынков и ведения рейтингов популярности исполнителей; опыта сопровождения и поддержки более 500 музыкальных, развлекательных проектов; опыта руководства ведущим в rnb и хип хоп индустрии порталом INDARNB, опыта развития и завершения успешного музыкального проекта Loc-Dog (Топ 5 хип-хоп рейтинга 2010-2012г.);
Музыкальные менеджеры подтвердят, что профессиональный менеджер не всегда имеет возможность публичного признания своих талантов, так как ему приходится работать с финансово обеспеченными проектами, а они зачастую имеют ряд объективных ограничений. Мне повезло и я смог реализовать продюсерский проект на базе талантливого рэпера, результат превосходно показал возможности бизнеса в этом сегменте музыкального рынка, я также вскрыл проблемы личностного роста артиста и продюсера.
Текущее положение на музыкальных рынках, включая хип-хоп сегмент требует нового подхода в отношениях продюсер-музыкант.
Дело сделали: продвинутые средства коммуникации, персональные комьюнити артистов, мировоззрение музыкантов/артистов о возможностях независимого роста, негативный опыт сотрудничества с самозваными лейблами. Страшные истории жизни «подписанных» по контракту артистов и общественное мнение делают не привлекательными старые отношения продюсера и хип-хоп музыканта. Продюсер должен гибко реагировать на изменения рынков и особенно настроение артистов, сейчас время уступить роль строгого отца и стать компетентным музыкальным менеджером.
Предлагаю вместе пройти несколько стадий развития хип-хоп проекта:
Во-первых, нужно найти артиста. Характерно, что настоящий хип-хоп артист проявляется очень быстро, но если его вовремя не поддержать он настолько закрепляется в своем выдуманном мире, что более не способен развиться в звезду. Хип-хоп артистов можно успешно монетизировать, но шансы выйти на большую сцену очень малы, если потеряно время и мотивации.
Я предлагаю воспользоваться полезным инструментом и информацией из рейтинга самых популярных хип-хоп исполнителей на русском языке рейтинг рэперов Hip-Hop Top 222. Рейтинг формируется ежеквартально на основе главного критерия успеха рэперов в России предпочтений интернет аудитории. Все, кто может представлять коммерческий интерес и кто интересует хотя бы тысячу человек попадают в рейтинг, если имени артиста там нет, значит его таланты не проявлены ярко и он не успел заполучить достаточно поклонников.
Самый эффективный способ отследить тренд популярности рэпера на быстром росте показателей популярности:
— прибавлении треков ВКонтакте,
— росте подписчиков личной страницы ВКонтакте,
— росте запросов имени артиста в интернет и пр.
Рэперы трудно контактируют с продюсерами, имидж тру рэпера не позволяет им реализоваться в такой схеме работы, поэтому лучше разработать стратегию дружеских или сугубо деловых отношений с вашим будущим артистом на основе его ожиданий от работы с «мэйджором». Гораздо лучше дело обстоит с рэперами, которые предпочитают поп стиль исполнения, они сами ищут поддержку, но у них гораздо ниже качество музыкального продукта с точки зрения хип-хоп комьюнити. Такие рэперы практически не имеют шансов признания своего таланта в среде рэперов, но это не мешает реализовать их для аудитории девушек 14-17 лет и получить коммерческий эффект.
Идеальным вариантом взаимоотношений может стать договор управления правами на выборочные музыкальные продукты рэпера. Тестируя в продажах музыкальные треки вы сможете проявить их силу, показать эффективность сотрудничества и перейти на следующую стадию развития отношений. Так вы можете получить востребованного артиста, монетизируемого в digital продажах и концертной деятельности. Артист становится зависим по правам своего репертуара, а также контролируется концертным графиком. Полная безграмотность хип-хоп артиста и его лень позволяют манипулировать финансовыми результатами проекта, но обман обязательно будет раскрыт или заподозрен и я не советую строить отношения с этими артистами на недоверии. Артист много раз обвинит вас в нечистоплотности, но лучше если это будет обычный плод его фантазии и наветы недоброжелателей, без фактических оснований, как бывало и в моей практике.
Всегда позволяйте хип-хоп артисту оставаться «True» в глазах его друзей. Настоящий рэпер сам пишет себе тексты, находит музыку (бит) и учится технике речи, если вы значительно вмешаетесь в процесс создания трека, то, возможно получите обратный результат, выраженный в отсутствии настоящих эмоций и природной харизмы артиста в треке. Это свойство музыкального рэп-продукта облегчает вам жизнь и затраты на продакшн, но требует предварительного тестирования своего будущего артиста и его произведений на широком рынке. Если вы нашли талантливого рэпера на ранней стадии его развития, пока у него не было возможности показать свой продукт большой аудитории, вам прийдется самому сделать тест и немного инвестировать в промоушн. Для тестирования трека идеально подходит его расширенная публикация (посев) в социальной сети ВКонтакте. Желательно сначала прогреть аудиторию, сформировав правильное отношение к продукту и затем посеять трек на целевую аудиторию проекта, не менее 10 000 человек. Подробнее можно прочитать здесь.
Давайте решим как мы будем зарабатывать деньги на своем проекте.
Русский рэп монетизируется так:
— большие концерты;
— традиционная цифровая дистрибуция;
— редкие корпоративы;
— продажа прав на альбомы;
— выступления в клубах;
— музыкальный продакшн на продажу;
— мерчендайзинговые товары
При ограниченных ресурсах не стоит самому заниматься развитием всех каналов продаж, лучше сконценрироваться на 20% каналов, приносящих 80% прибыли, остальное вы с легким сердцем можете отдать на аутсорс.
Самый популярный и понятный способ монетизации концертная деятельность.
Рэперы имеют возможность зарабатывать на:
— гостевых выступлениях в клубах,
— на фестивалях,
— спец.мероприятиях.
Подобные выступления имеют больше имиджевую эффективность, так как значительные деньги клубы платят только медийным артистам, за использование их имени на афишах. Сумма гонорара обычного рэпера за выступление в клубе может составлять от 5000 до 15000 рублей.
— концерты на кассу для рэперов с ограниченным спросом на букинг и гонораром 60-150 тыс. руб.
Малоэффективный вариант, подразумевающий профессиональную компетентность и абсолютную честность партнеров концертных промоутеров, что встречается не часто. В лучшем случае рэпер получит на руки 30 тыс. рублей, в худшем ему оплатят дорогу и бытовой райдер.
— концерты по предварительному букингу.
Рэперы обладающие популярностью имеют спрос на концерты со стороны промоутеров. Сезонные тренды обычные: октябрь первая половина декабря и вторая половина февраля июнь, букируют рэперов за 1-2 месяца до даты концерта и продажа свободных дат тура прекращается за 2 недели. Эффективнее всего работать с серией городов и одним организатором, это формирует хороший имидж, стимулирует рост продаж свободных дат и экономит расходы на логистику передвижений.
Рэп промоутеры очень чувствительны к стоимости райдеров артиста: бытового и технического. Очень часто промоутеры сознательно идут на значительные риски, лишь бы привезти любимых артистов. Чаще всего рэп промоутеры имеют принадлежность к хип-хоп культуре и не имеют достаточной квалификации и ресурсов для подготовки и проведения концерта, поэтому мои артисты не резервируют даты без 50% предоплаты и не выезжают на площадку без окончательного расчета. Все исключения заканчивались одинаково.
По эффективности можно разбить рэперов на группы: за деньги (от 60% объема). Го3-5 тыс чел. за деньги (от 60% объема). Гонорар от 500К до 4 млн.
Актуальный список таких рэперов: Баста, Каста, Макс Корж, группа Centr, Гуф, Loc-Dog, Noize MC, в начале века такие площадки собирали проекты А.Толмацкого: Bad Balance, Децл, Лигалайз.
2. Заполняющих площадки от 400 до 1 тыс. чел.
Cлим, Зануда, Bahh Tee, L'One, Ярмак, Kolibri, Johnyboy, Kreed, Oxxxymirin, Kavabanga, 25/17, Триада, Дима Карташов и еще 5-10 артистов.
3. С гарантией прихода на выступление в клуб 200 чел.
Почти все рэперы списка Hip-Hop Top 100
4. Не гарантирующие аудиторию, но обладающие медийным именем для статуса афиш гламурных ночных клубов. Тимати и большинство артистов его лейбла, Le Truk ака Децл, Лигалайз, Джиган, Bahh Tee , L'One
Выше упомянуты все артисты, которые занимаются такого рода деятельностью.
Монетизация на продаже электронного контента.
ьбом на рg>Продажи рэпма квартальныервой категор альбом на руые не спосумма квартальныервой категор альбом на руые не способнтреки (сиа первой категор альбом на руые не способнтреки (синглы, а также за альбом на руые не способнтреки (синглы, а также релизы подкрзятые не способнтреки (синглы, а также релизы подкрепленные значют треки (синглы, а также релизы подкрепленные значительной промций, а также релизы подкрепленные значительной промо кампанией.
Трек занимающий верхние строчки чартов может приносить в год около 4-х млн. рублей и эффективно работать около 2-х лет. Первым прецедентом такой монетизации стал дуэт Джиган и Юлия Савичева. В настоящее время дорога проторена и не сложно уловить закономерность тренда успешных дуэтов хип-хоп артистов и поп звезд.
Менеджера не должно смущать творческие качества продукта рождающегося на стыке поп и хип-хоп жанров, потребитель позволяет такое издевательство над собой, остается только обеспечить качество продакшна.
Корпоративы.
Корпоративные концерты практически исключаются для рэп артистов, так как редкие приглашения на дни рождения мажорной публики не могут сформировать приличный бюджет, а по настоящему состоятельные люди не являются поклонниками хип-хопа в русском исполнении.
Выступления на публичных мероприятиях с государственной поддержкой/финансированием стали постоянными для определенной категории хип-хоп артистов, но организаторы стараются экономить на гонорарах и даже звезды могут рассчитывать на очень скромный гонорар за выступление 30-50 тыс. руб. Самые известные случаи таких выступлений и экономии организатора на артистах, это хип-хоп сцены в Лужниках на День города и на 1 мая. Также, в сотрудничестве с МосГорПарк наш лейбл проводит такие мероприятия в московских парках.
Монетизация за счет производства музыкальных треков.
их й дешеэксклюкогоперов не гнутакже е знач. Однаодаж ссоких й дешеэксклюкого рэпа не гнутакже е знач. Однаодаж ссоких й дешеэксклюtrong>rong>к, а также е знач. Однаодаж ссоких й дешеэксклюtrong>. Интети очень не знач. Однаодаж ссоких й дешеэксклюtrong>. Интернет пния спроса. Однаодаж ссоких й дешеэксклюtrong>. Интернет простра каналы продаж ссоких й дешеэксклюtrong>. Интернет пространство рсах до высоких й дешеэксклюtrong>. Интернет пространство в хип-ых лицензий дешеэксклюtrong>. Интернет пространство в хип-хоп аркупают на эксклюtrong>. Интернет пространство в хип-хоп аранжиро рэперы. Интернет пространство в хип-хоп аранжировках интернационально.
Монетизация на продаже мерчендайзинговых товаров.
roв хискласть мя хый бизнеатриоторA-One
Хип-хоп, это стиль и имидж в первую очередь.
Большинство хип-хоп треков не могут выдержать музыкальной и поэтической критики, но пользуются большим спросом у молодежи из-за попадания в стилистику хип-хоп культуры. Треки позволяют слушателям находиться на волне хип-хопа и даже частично использовать имидж проекта в своих целях, публично демонстрируя свои музыкальные вкусы и жизненные принципы.
rong> быть честными и искбходимо регулиоогыевегменте рынка и быть честными и искбходимо регулирогыевегменте рынка и быть честными и искро треки не дотягыевегменте рынка и быть честными и искреовать необходимыевегменте рынка и быть честными и искренатывать это аспевегменте рынка и быть честными и искреннх, новостных повегменте рынка и быть честными и искренниои, в целевом сегменте рынка и быть честными и искренними.
п-хоп проекта.остепенное значение для настоящего хип-хоп проекта.
При необходимости можно классифицировать популярных артистов по стилям и имиджу, но я не советую идти по дороге ксерокопий и реплик, вам просто нужно раскрыть и подчеркнуть естественные черты личности вашего артиста. Хип-хоп, это в первую очередь естественность…
Выбор стратегии продвижения хип-хоп проекта.
Определяем тип артиста
, порнография и пррской мысли, типа: матерная брань, курение в кадре, порнография и пррской мысли, типа: матерная брань, курение в кадре, порнография и пррской мысли, типа: матерная брань, курение в кадре, порнография и пррской мысли, типа: матерная брань, курение в кадре, порнография и пррской мысли, типа: матерная брань, курение в кадре, порнография и пррской мысли, типа: матерная брань, курение в кадре, порнография и пррской мысли, типа: матерная брань, курение в кадре, порнография и пррской мысли, типа: матерная брань, курение в кадре, порнография и пр.
Далее предлагаю определиться с ресурсами на продвижение и выбрать:
Стратегию:
Быстрый путь наверх рэп артист «Открытие года»:
Примеры: Лок Дог, Джоннибой, Смоки Мо, Каста, L’One, Макс Корж.
Затяжной путь,
рассчитанный на естественный прирост аудитории до критической массы, а также расчет на качественный материал, грамотный менеджмент и удачу:
Примеры: Тимати, Баста, Каста, Джиган, Крид.
Создание тренда:
Проекты, которым удалось воспользоваться трендом, а иногда и его создать: Лок Дог, Центр (Гуф), Ноггано, L’One, Макс Корж, Noize MC
Поджанры рэпа:
True артист
ог, Триагрутрика, АК 47, Стим, Джоннибой…чной культуре в треках: Лок Дог, Триагрутрика, АК 47, Стим, Джоннибой…
Лирический рэп
Мелодичные треки с использованием лирических текстов: Бахти, Джиган, Татищевский, Эсчевский, Кавабанга, Дима Карташов…
Клубный рэп
— Тимати, L’One, ST, Mainsream One
Промоушн кампании:
Проталкивание
рендового уровня и плотного гастрольного графика.<жно "протолкнуть" за 10-15 месяцев до трендового уровня и плотного гастрольного графика.<жно "протолкнуть" за 10-15 месяцев до трендового уровня и плотного гастрольного графика.<жно "протолкнуть" за 10-15 месяцев до трендового уровня и плотного гастрольного графика.<жно "протолкнуть" за 10-15 месяцев до трендового уровня и плотного гастрольного графика.
Вытягивание
— постепенное покорение большого количества молодых, женских сердец с помощью систематического музыкального материала и поддержки SMM. Такая кампания подходит для реализации самим артистом, но затягивается по времени до 3-5 лет, если на промежуточном этапе не найдется заинтересованный менеджер.
На удачу
язательным является участие в кампании ведущих рэперов Топ 10.
Успешные приемы промоушн можно подсмотреть на примерах действующих рэперов, особенно по их результатам набора популярности в последнее время. Коротко могу представить вам такой путь:
Необходимо записывать и периодически выпускать синглы для "тру" аудитории и под расширенный формат. Это очень понятный и эффективный путь, создать качественный, музыкальный материал и договориться об участии на треке хип-хоп или поп звезды. Не нужно писать совместки с равноценными артистами или ниже по популярности, вы не просто создаете хороший трек, вы занимаетесь продвижением своего артиста. Цените свои ресурсы, не создавайте бесполезного материала и пустых новостей о своем артисте.
Большинство топовых артистов внимательно относятся к таким предложениям, так как фиты с рэперами показывают хорошие финансовые результаты, артисты экономят на музыкальном продакшне и получают свою долю хип-хоп респекта от широких масс. Поп артист промотирует каждый свой сингл не менее 6 месяцев, в это время он не выпускает на рынок новых продуктов и вы потеряете время, если не отследите активности своих визави, еще до своего предложения.
Нужно чаще демонстрировать артистические и концертные возможности своего артиста в промо видео, клипах, скандальных новостях, хрониках с концертов. Нет необходимости снимать дорогие клипы в большом количестве, больше пользы принесут промо видео. Делайте видео качественно и ярко, каждый визуальный образ артиста должен складываться в общую концепцию его позиционирования. Хип-хоп аудиторией правят эмоции и любое поддерживающее музыку видео должно максимально использовать эмоциональность артиста и его творчества.
Настоящий рэпер, просто обязан иметь сольный альбом, музыкальный материал ложащийся в основу концертной программы. У промоутеров не возникнет идеи устроить концерт артисту без громкого релиза альбома. Синглы, которые стали хитами поднимают артиста в других областях, но для сольных концертов нужны альбомы. Прошло время микстейпов (сборников треков на чужую музыку), сейчас нужно сделать качественную запись и отдать все силы на продакшн. Альбом, это не мероприятие для галочки, это важнейшая часть успеха хип-хоп проекта. Мы все знаем, что артисты, как любые творческие люди, «списываются», т.е. первые их произведения, претендующие на гениальность не имеют ничего общего с более поздними треками/текстами.
Ловите момент и раскрывайте потенциал своего артиста сразу. Делайте концептуальное произведение с индивидуальными чертами и большим количеством «народных» треков.
ранения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ной инструмент распространения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ной инструмент распространения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ной инструмент распространения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ной инструмент распространения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ной инструмент распространения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ной инструмент распространения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ной инструмент распространения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ной инструмент распространения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ной инструмент распространения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ной инструмент распространения музыкального и видео материала для хип-хоп артиста социальная сеть ВКонтакте.
Очень осознанно относитесь к борьбе с пиратством хип-хоп треков, удаление треков вашего артиста с популярных ресурсов может лишить вас значительного дохода от digital в перспективе. Доходы хип-хоп артистов по линии авторского права очень недооценены менеджерами и артистами, в настоящее время лейбл RAIDA очень активно собирает деньги для рэперов за последние три года работы их треков в интернет.
Кейс продвижения продюсерский проект Лок Дог
Всего продюсерских проектов в рэпе последних десятилетий (большая часть работы над проектом произвел менеджер): Децл, Лигалайз, Лок Дог, Каста, т.е. их совсем мало, так как нет хип-хоп продюсеров/менеджеров и нет (не было) финансовых перспектив для инвесторов.
На примере успешного проекта вы можете ознакомиться со стратегией вывода артиста с 0 на большую сцену 3 000 человек за 8 месяцев.
Подробнее здесь, там много видео и картинок, читать будет интереснее и удобнее.
Резюмируем слагаемые успеха хип-хоп проекта:
— Артист должен верить в свой художественный проект (реализует потребность в творчестве), — Менеджер (продюсер) доверяет артисту и его воодушевляет творчество артиста, — Аудитория музыкального проекта вовлечена эмоционально и верит в настоящесть артиста
Ключи от успеха: эмоциональная вовлеченность, забота и любовь к слушателям, внимание к мелочам, готовность пойти на риск, профессиональная грамотность, последовательность кампании продвижения.
ока вы живы и вам интерия максимальная вовлеченность, мотивированность и компетенции. Делайте все сегодня, пока вы живы и вам интересно жить.
Основное препятствие успеха в Вас!
. в вас веру в успех на примере своих кейсов, мотивацию вы должны найти сами на основании своих потребностей. в вас веру в успех на примере своих кейсов, мотивацию вы должны найти сами на основании своих потребностей. в вас веру в успех на примере своих кейсов, мотивацию вы должны найти сами на основании своих потребностей.
Срок запуска хип-хоп проекта около года, эффективный срок жизни хип-хоп проектов около 3-х лет. Масштабность хип-хоп движения, популярность артистов и треков в интернет позволяют зарабатывать хорошие деньги даже после завершения активной фазы проекта. Сегодня, хип-хоп артист второй категории может зарабатывать на digital от 500 тыс. руб. в год не прикладывая усилий.
Дополнения к кейсу. «от печки».<его развития выбирают разные, имеет смысл взглянуть на продвижение глазами «от печки».
Продюсер
Как вывести музыкальный проект с 0 на большую сцену?
итериев и оценки эффективнода). Дать артистам возможность творческого выражения и построить эффективную KPI (систему критериев и оценки эффективнода). Дать артистам возможность творческого выражения и построить эффективную KPI (систему критериев и оценки эффективности).
Артист
Как вывести себя с 0 на большую сцену?
Приобрести истинную веру в свои возможности, Осознать свою потребность в творческой реализации, Проявить свою потребность в действии, сделать первые шаги к своей популярности. Найти ресурсы для перехода на следующий этап.
Инвестор
Как вложить деньги в музыкальный проект с 0 и заработать на нем состояние?
проеорому доверить управление и развитие своих проектов. Желательно интересоваться и периодически участвовать в работе своих проеорому доверить управление и развитие своих проектов. Желательно интересоваться и периодически участвовать в работе своих проеорому доверить управление и развитие своих проектов. Желательно интересоваться и периодически участвовать в работе своих проектов.
Я не рекомендую затяжных кампаний по выводу артиста на большую сцену, через 12-18 месяцев артист должен уже приносить прибыль.
Ориентировочные доходы от работы хип-хоп проекта в год 10 млн. рублей.
Расходы на запуск и промотирование проекта за первый год 2,5 млн. руб.
Пиарщик
Как выстроить кампанию для вывода проекта с 0 на большую сцену?
рять круг лояльных масс-медиа вклс масс-медиа. Использовать последовательную стратегию налаживания контактов в СМИ. Ежедневно расширять круг лояльных масс-медиа вклс масс-медиа. Использовать последовательную стратегию налаживания контактов в СМИ. Ежедневно расширять круг лояльных масс-медиа вкл. SMM.
Источник: Музыкальный лейбл RAIDA
Дмитрий Кондратьев, музыкальный менеджер
|
|