Рейтинг Hip-Hop Top 222 за первый квартал 2014г, аналитика русского рэпа.
9 апреля 2014 года.
5.10
Русско-язычный хип-хоп рынок имеет непонятную для многих структуру и емкость, поэтому я продолжаю серию статей "Hip-hop business in Russia". В этот раз центром внимания станет динамика изменения основных показателей популярности хип-хоп артистов на протяжении первого квартала 2014 года.
Думаю, что не лишним будет напомнить о важности интернета в современном мире и его растущей роли в промотировании артистов. Традиционная транзитная реклама (уличные щиты, баннеры, расклейка афиш и пр.) практически утеряла свою значимость для рекламы концертов, грамотный промоушн в социальных сетях все больше способствует качественному, недорогому контакту артиста с целевой аудиторией. Популярным артиста делают поклонники, возраст которых для артиста хип-хоп жанра не превышает сегодня 25 лет, а это значит, что даже если молодой слушатель "подсел" на исполнителя через радио или телевидение, то он тут-же открывает интернет и ищет старые и новые треки, добавляется в подписчики, тиражирует творчество и следит за новостями.
В качестве основных критериев популярности в интернет приняты:
поисковые запросы имени артиста в Google и Yandex (К = 35%)
количество добавленных аудио треков в соц. сети ВКонтакте (К = 30%)
количество подписчиков персональной страницы ВКонтакте (К = 15%)
количество подписчиков артиста в Твиттер (К = 10%)
количество добавленных видео ВКонтаке (К = 5%)
Наличие и цитируемость официального сайта артиста ТИЦ (К = 5%)
В скобках указан вес каждого параметра в общем коэффициенте популярности, который получается путем среднеарифметического складывания коэффициентов каждого параметра. Каждый из шести коэффициентов рассчитывается по формуле: Х = Н х 100/L х К, где Х искомая величина; H показатель параметра этого исполнителя в целом числе; L - максимальный результат у лидера этого параметра в целом числе; К вес данного параметра в общем коэффициенте популярности.
Так выглядит "облако тегов" популярности аудио треков Вконтакте
Ниже вы можете ознакомиться с таблицами рейтинга, а также аналитическими отчетами и в качестве бонуса воспользоваться "облаками тегов", которые визуально показывают лидеров каждого параметра популярности и отсылают на их оф. ресурсы.
Первые 25 исполнителей рейтинга выглядят довольно привычно вверху любого хип-хоп чарта, но можно заметить тенденцию популярности нового рэпа у русско-язычных слушателей. В 10-у элитных рэперов вдруг попали два исполнителя: Макс Корж и Bahh Tee, которые делают "другой" рэп. О Тимати говорить бессмысленно, он тоже делает "не рэп", но к нему уже привыкли и он давно входит в топ всех хип-хоп списков. Далее в списке 25-и хип-хоп исполнителей можно найти более 10 аналогичных примеров "не рэперов". Я не навешиваю ярлыков хорошо или плохо, но констатирую факт, люди хотят слушать "музыку", а не просто "крутые" панчи под бит. Следите за проектами: Kavabanga, Kolibri, In2nation, это стремительные лидеры роста и коммерческого успеха, для других игроков растет опасность со стороны этих и других независимых новичков, которые обладают новыми возможностями и другой степенью свободы. Такие игроки не станут менять свой успех на сомнительных продюсеров, понимая ущербность предложений существующих хип-хоп лейблов.
Сразу два артиста многие годы состоящие на одном лейбле вверху этого блока, наконец преодолели барьер выхода на профессиональную сцену, поменяв поддержку и прислушиваясь к рыночным трендам. Позиции рейтинга с 25 по 50 занимают много корифеев русского рэпа: Карандаш, Дино МС, Ассаи, Крек, Влади (как сольный проект), Многоточие и даже легендарный Кровосток. Не мало и новичков, подтверждающих тенденцию на смену предпочтений аудитории: Жека, Кравц, Карташов Дима, Мот, Кемпель… Есть имена, которые вынесли наверх последние хип-хоп тренды: видеобаттл Versus Гарри Топор и скандал с унижением Oxxxymiron и Schokk. Последнюю пару раскидало на 33 позиции, один прогнулся и взлетел, другой выстоял и держится. Oxxxymiron очень амбициозен, но пытается усидеть на двух стульях, он крутой андеграунд рэпер страстно желающий славы.
Позиции апрельского рейтинга с 51 по 75 занимают в основном известные коллективы и исполнители, которые прочно заякорились в хип-хоп комьюнити, им удобно и почетно на своих местах, их любят и хоть у них нет регулярных доходов от хип-хопа, они уже внесли вклад в русский рэп и получили свой респект. Тут-же несколько имен выходящих из дворового формата, продолжающих путь наверх или растущие за счет поддержки лейбла: Ярмак, Tanir, Kristina Si и др.
История повторяется, СД и Billy Milligan, состояли в одном объединении Агробобруйск, ведь под последним псевдонимом скрывается St1m. Сотню русских рэперов замыкают некогда популярные люди: Богдан Титомир, Батишта (ex.Банд'эрос), их разбавляют растущие новички: Ямыч, Артем Лоик, Денис RiDer, Lin, Dramma и очень уважаемые в хип-хопе люди: Ант, Миша Крупин, 5Плюх, Тбили Теплый и др. В этом блоке нет насыщенных гастрольных графиков, партий футболок и тысячных скачек рингтонов, но много интересных рэперов.
Отслеживаю движение многих баттловых рэперов вверх, впервые я познакомился с Sifo, Bess, Hima, Slimz на раундах Indabattle и наблюдал рост их популярности. Slimz'a я даже приглашал на выступление в Лужники на день города 2013 и он меня не подвел. Немного грустно, что все эти рэперы не обладают достаточными мотивациями для настоящего роста.
На цифре 222 не заканчивается число русских рэперов, но многие не дотягивают по популярности, а некоторые не заботятся о широкой известности и их попусту не заметили и это диагноз.
Так выглядит "облако тегов" по популярности видео артистов ВКонтакте
Настало время рассмотреть почему "так причудливо тасуется колода" и выстраивается рейтинг. Моя работа креативные концепции и их реализация, в настоящее время я владею несколькими проектами на хип-хоп рынке России и отслеживаю все тенденции этого сегмента музыкального рынка с профессиональным интересом. Постоянное наблюдение за известными мне, ведущими хип-хоп исполнителями России выражается в цифрах их потерь и приобретений аудитории слушателей.
Ничего не стоит на месте и никому из артистов ничего не гарантировано, особенно популярность. За три месяца происходят серьезные ротации артистов по рейтингу, которые обусловленны интересом слушателей и поклонников.
Johnyboy потерял почти 210 тыс. треков ВКонтакте, почти все лидеры потеряли цитируемость своих сайтов, от Басты ушли более 10 тыс. человек ВК, но хоть Твиттер растет у всех!
Я просил вас обратить внимание на Kavabanga и kolibri, их поклонники растут как на дрожжах.
Каспийский Груз лидер в наборе подписчиков своей группы ВКонтакте 46 тыс. чел., это самый высокий показатель 1 квартала.
Самый почетный показатель для музыканта, когда его треки слушают, добавляют на свои аккаунты. Tanir вырос и окреп со времен победы на INDABATTLE, его треки пользуются спросом, почти на 15 тыс. штук увеличилось их число в ВК. Лион, Гидропонка и BadB теряют свой респект у слушателей. Посмотрите как выросли подписчики Твиттер у Басоты и Kristina Si, это застуга комьюнити их лейблов.
СД поменял треки на видео в ВКонтакте? Очень странно или во всем виноват видеобаттл Versus? Отлично растут: Lin, Ямыч, Типси Тип, Dramma и все, кто не надоел и старается… Даже Богдан Титомир получил двух новых читателей в свой Твиттер за последние три месяца!
Sifo из Риги "похудел" на 7 тыс. треков, они что там ввели санкции против России и удалили треки на русском из ВК? Такое же положение и с Гига Горилла, он ведь с Украины? Странно растут подписчики страницы ВК у Tati, наряду с удалением ее треков там-же. Смотрите внимательнее, это ключ к пониманию положения артистов на рынке и методов их работы в промоушн.
Рейтинг постоянно пополняется новыми артистами, которые появляются на рынке или проявляют себя активнее, повышая свою популярность. За первые три месяца 2014г. появилось несколько новых имен в рейтинге. В зависимости от показателей популярности артисты меняют позиции в рейтинге, что само по себе не имеет большого значения, но рост позиции артиста в моем рейтинге объективизируется возрастающим спросом на артиста и ростом его достатка.
Так выглядит "облако тегов" популярности артистов в Твиттер
Таблицы приведенные ниже нужны для осознания правильного выбора имени артиста. Имя артиста часто люди не видят, они его слышат и потом пытаются найти что-то интересное об артисте. Люди набирают в поисковике то, что услышали. Это распространяется на огромную аудиторию "непонятливых" поклонников, которые не виноваты, что такие не понятливые :), а теряют от этого именно артисты.
Невнятные имена артистов в равной степени с плохим юзабилити их официальных представительств в интернете вредят даже при составлении рейтинга и получении достоверной информации об артистах. Любые неточности информации объективно вменяются артистам, так как они зачастую не беспокоятся о своих поклонниках и последние делают эдентичные ошибки.
Есть общая тенденция российских слушателей, они не любят латиницу! В России очень мало людей говорит на английском языке и люди предпочитают писать, как услышат. Имя Гуф в Яндекс искали за первые три месяца года 1 070 тыс. раз, а имя Guf только 157 тыс. раз. Бахти не оставлял своим слушателям выбора, он всегда позиционировал свое имя на латинице, тем не менее по русски его имя пишут и ищут не реже. Птаха стал Занудой уже давно, но так и не смог отбросить старый ник.
Имя Тимати почти никто не ищет в мировом интернет на английском языке, странно, принимая во внимание декларируемую им популярность на Западе.
Люди готовы ошибаться во всем, что касается правописания, имя Loc-Dog тысячи людей пишут, как слышат, а в имени Рем Дигга, я бы тоже не писал две буквы г!. Многие артисты ставят в имени знаки препинания или выбирают Ники, которые нельзя назвать аутентичным. Люди ищут артиста Стим в рунете, а находят персонажей игры Sims. Обратите внимание, что слушатели добавляют треки ВКонтакте, подписывая их неправильно: log-dog 150 тыс. экз.
При смене имени артист очень часто рискует потерять аудиторию, так как на практике никто не помнит нового имени и ищут новости о "старом" артисте. Кирилл Децл, так и не смог заставить себя называть LeTruk за много лет.
Так выглядит "облако тегов" популярности персональных страниц артистов ВКонтакте
Послесловие.
Тенденции развития музыкальных рынков, а также болезни "детского" роста российского хип-хопа заставили меня консолидировать усилия различных подразделений музыкального бизнеса в едином векторе развития. В настоящее время создан "уличный", музыкальный лейбл с которым не нужно подписывать контракты, не нужно ничего платить, который может помочь создать качественную музыку и может эту музыку продать.
За музыкальный продакшн лейбла отвечает известный музыкант DJ Shved и собранная им команда талантливых битмейкеров "DikoBrozz", аранжировщиков, звукорежиссеров, которая способна поддержать хип-хоп рынок в России. Все остальные вопросы разработки и реализации концепции проектов, их промоушн относятся к моей компетенции.
Лейбл имеет уникальные условия по продаже электронного контента, от операторов сотовой связи: Мегафон, МТС, Билайн, iTunes, Goggle play, Youtube. Лейбл имеет стратегическое партнерство с телеканалом A-One, порталом INDARNB, турниром INDABATTLE и отличные связи с TopHit и радиостанциями России.
Мы собираемся создавать качественную музыку в сотрудничестве с музыкантами и продавать ее вместе. Вскоре заработает сайт лейбла www.raida.pro. Символом лейбла стала руна Райда несущая успех в начале пути каждому к ней обратившемуся. С середины апреля на сайте начнется прием треков для отбора лучших исполнителей, чье творчество мы будем представлять в продажах.
ОБЛАКО ТЕГОВ ПОИСКОВЫХ ЗАПРОСОВ ИМЕН АРТИСТОВ В ИНТЕРНЕТ
январь-март 2014г.
Прописаны ссылки на официальные страницы артистов ВКонтакте.
По размеру шрифта, визуально можно определить, кто больше интересует хип-хоп аудиторию в начале 2014г.