|
Музыкальный менеджер анализирует хип-хоп рынкок в России.
Окончательно сложилась ситуация на музыкальном рынке России
|
В качестве пролога к статьям текущей серии "Hip-Hop business in Russia" публикую статью полугодовой давности, которая во многом отображает положение текущего момента, но некоторые аспекты рынка и положение артистов изменились.
Короткая справка о состоянии хип-хоп рынка в России. 13 июня 2013 года. г.Москва
Для любого профессионала молодежного, музыкального рынка очевиден интерес к его хип-хоп сегменту, этот интерес появился в последние 3-4 года на волне популярности рэп музыки у населения России. В 2012 году государственные чиновники официально признали интерес молодежи 14-25 лет к хип-хоп музыке на уровне 50-60% активной аудитории и начали финансировать специальные мероприятия: День города в Лужниках и Тушино, регулярные фестивали и выступления на открытых площадках столицы и других городов России. Крупные бизнес компании и бренды (Bern, Gorilla Energy, Jaguar) тоже сделали несколько попыток извлечь выгоду из набирающего в стране рэп-движения, но в отсутствии понимания его развития и тенденций существования, все их попытки привели к растратам бюджетов и отсутствию положительных результатов.
Отсутствие консолидированного рынка и профессиональных менеджеров в 2008-2012гг. не давало возможностей для грамотного инвестирования средств в артистов и мероприятия. Ярким примерами могут служить : рэп-контест в Лужниках при поддержке Газпрома, когда за два дня мероприятие посетило около 100 человек или фестиваль МИР в Тушино, в 2012г. где на деньги правительства Москвы была построена площадка рассчитанная на 100 тыс. человек, а пришло около 5000 человек, провал очередной хип-хоп премии (RUMA напиток Bern) в 2012г., после которой концертная площадка Stadium live зареклась от сотрудничества с рэпом.
В 2012 году обозначилась новая тенденция в развитии хип-хоп проектов. Рынок стогнирован, большинство коротких трендов практически завершили свое существование и начали намечаться новые тенденции. Наряду с уходом нескольких видных игроков и освободившимся местом на концертных площадках в гастрольном графике некоторых артистов по прежнему нет изменений.
Все стабильно у Тимати, Касты, Басты и как не было много концертов у большинства русско-язычных рэперов, так их и нет. Почти потерял свои многочисленные ранее гастроли Guf, из-за отсутствия единой политики продвижения. Гонорары 10-и хип-хоп артистов весело скакавшие вверх в 2011-2012гг., плавно фиксировались, вместе с потерей аудитории на концертах. Артисты второго эшелона, не имевшие ранее спроса и державшие бюджетный ценник, в 2013 году добрали медийности и вдвое увеличили гонорары, это не добавило им концертов, но повысило статус и доходы.
Рэперы разбрелись по кучкам, именно так пока еще можно называть несколько российских хип-хоп лейблов: Black star inc., Respect prod., Универсам Культуры, Газгольдер, ЦАО Rec. Успех лидеров этих лейблов позволил их функционерам сделать выводы о легких деньгах в хип-хоп индустрии. Менеджеры, роль которых на этих лейблах часто играют сами артисты, поспешили зазвать к себе растущих рэперов, тех, кто уже имеет поддержку комьюнити. Обеспечив им пиар сопровождение они надеялись на солидный куш в виде концертов и продаж цифрового контента, но планы большинства из них провалились. Так Black star организовал "мафию" и объявил о широком отборе участников на лейбл, но на деле артисты пришедшие на лейбл не получили роста и покинули его в течении года, а с ними ушли и несколько "старичков".
Газгольдер начал создавать мощный андеграунд центр в стране, но на деле за годы не продвинул серьезно ни одного своего участника, кроме Басты ака Ноггано и даже потерял визитную карточку всего русского рэпа Гуфа. На лейбле Респект продакшн так и не смогли извлечь выгоду из Объединенной Касты и Песочных людей, пригласили к себе прогретого Таниром из Камеди Клаб Кравца, но вскоре не поделили гонорары и разошлись. Впрочем, этот лейбл заметил самый интересный в 2012-2013 гг. тренд Макс Корж и даже основательно придал ускорение этому проекту. Универсам Культуры к Нойзу присоединил "надежду русского рэпа" (3 года подряд ему доставалось это звание), победителя Indabattle JohnyBoy, а также оставшегося в одиночном плавании после ухода из Флэтлайн Сашу ST. . Пожалуй, самые сильные игроки рынка сосредоточены в описанных местах. Ну и конечно был еще лейбл ЦАО и есть Слим и Птаха, Легенды про и многие другие игроки рынка о которых пойдет речь дальше.
В 2012 году наметилась новая тенденция массового использования рэперами поп-знаменитостей для роста медийности, а также использование всякого рода поп-коньюктурщиками "true" рэперов в качестве терпкой приправы своих перформансев и музыкальных экспериментов. Слушатели России с удовольствием допускают услышать в попсовом треке куплет речитативом, главное чтобы не было слишком забористо и непонятно. Самый успешный пример "дуэта Мичурина" дал Джиган в паре с Савичевой, этот путь придал силы нескольким "рэперам", мечтающим о славе и вот уже появились селебрити от рэпа Текилла и др.
Мощные инструменты продвижения хип-хоп артистов youtube и Вконтакте поссорились, ВК стали немного соблюдать авторское право и теперь больше нет сумасшедших просмотров видеороликов и сотен тысяч треков в аккаунтах социальной сети, это обломало планы лейблов, которые пару лет старательно наращивали подписчиков своих аккаунтов, чтобы потом шокировать миллионными просмотрами клипов. Теперь клип Газголдера (более 200К подписчиков) за первые дни смотрят десятки тысяч, а не сотни и погоду в просмотрах может сделать facebook, а не ВКонтакте. Артисты по прежнему надеются на авось и на свои твиттеры в борьбе за популярность, у них нет понимания важности грамотного менеджмента и нет денег на промоушн, но есть иллюзии собственной уникальности и вера во всемогущий интернет. Рынок по прежнему ждет новых артистов, но готовых перспективных профессионалов в российском хип-хопе нет и пройдет еще 6-12 месяцев, прежде чем они могут появится.
Рынок 2009-2013гг. принял хип-хоп с распростертыми объятиями и на кажущейся простоте успеха возникли несколько новых кампаний. Самым ярким примером масштабных действий на хип-хоп рынке, может служить возникновение трех новых хип-хоп телеканалов: Rap.ru, Хип-хоп хит (Ru.tv) и A-One на базе 1-го альтернативного. Впрочем не один из этих каналов так и не стал трендсеттером и не зажег ни одной звезды на хип-хоп небосклоне, и вскоре на рынке остался лишь один из них, изрядно отформатировавший понятие хип-хоп в своем контенте. Мы по прежнему слышим о грандиозных планах развития российского хип-хопа, больших деньгах и новых проектах, но результатов пока нет.
Дмитрий Кондратьев
http://twitter.com/indanews
|